15.04.2008 02:20
    Поделиться

    Проблема поддельных дипломов в Перми волнует университеты и работодателей

    Проблема поддельных дипломов в Перми волнует университеты и работодателей, местные власти на нее внимание не обращают

    В конце марта УВД Ленинского района Перми возбудило уголовное дело в отношении бывшего исполняющего обязанности главы администрации губернатора Федора Алиева. Он представил при поступлении на госслужбу подложный документ о высшем образовании. Корреспондент "РГ" заинтересовался простым вопросом: легко ли в Прикамье купить фальшивые "корочки"?

    Гознаковское качество

    Знающие люди поведали мне, что выходов на "корпорации", занимающиеся изготовлением поддельных дипломов, существует несколько: с помощью Интернета, посредством газетных объявлений и через Центральный городской рынок - основную точку пересечения интересов продавцов и покупателей. Выбрав в качестве экспериментальной площадки третий вариант, я обнаружила, что найти поставщиков липовых документов не так-то и просто.

    Поняв, что самостоятельно отыскать нужного мне дилера не удастся, я отправилась за консультацией в ближайший киоск, где получила краткую, но емкую рекомендацию: "Диплом нужен? Выйдите на площадку и ждите. К вам подойдут". Как оказалось, информация в этой среде поставлена на поток: не прошло и минуты, как возле меня обозначилась женщина средних лет, поинтересовавшаяся, нет ли у меня каких-либо житейских проблем и не может ли она помочь в их решении.

    Чувствуя легкую неловкость от ее участливого взгляда, я почти скороговоркой изложила свою легенду: якобы в свое время окончила финансовый техникум, работаю простым бухгалтером, перспектив вертикального роста - никаких. Правда, недавно появилась возможность уст-роиться в престижную фирму на должность главного бухгалтера, однако положительное решение вопроса тормозится отсутствием вузовского диплома.

    Моя собеседница быстро поняла намек и изложила основные принципы работы. Свою миссию она проиллюстрировала двумя афоризмами - "Без бумажки ты букашка" и "Время - деньги", что в переводе на привычный язык означало: зачем тратить свой век на пребывание в душных студенческих аудиториях, если есть гораздо более короткий путь к карьерному успеху? Далее мне был представлен прайс-лист, беглое знакомство с которым позволило узнать, что дипломы советского образца по стоимости отличаются от тех, что начали выдаваться в новую эпоху. Цена красных "корочек" несколько выше, чем синих, приложение к документу с хорошими оценками - это самостоятельная финансовая тема, за отдельную и очень высокую плату можно включить мою фамилию в базу данных выпускников, скажем, 1989 года. В среднем цены варьируются от 30 до 50 тысяч рублей.

    Отдельно в разговоре были выделены два момента: во-первых, оплату я могу произвести после выполнения всех работ, без предоплаты, а, во-вторых, дипломы медицинского и фармацевтического вузов эта "корпорация" не продает ни при каких условиях - потому как даже в этой среде существует своеобразный кодекс чести.

    На мой вопрос о качестве готового продукта дилерша замахала руками:

    - Настоящее гознаковское качество! Не сомневайтесь, мы не первый год работаем, поэтому халтуру не предлагаем!

    Диплом под сомнением

    Чуть позже, проверяя полученную информацию через ректораты различных вузов Перми, я убедилась, что моя собеседница не солгала лишь в одном пункте: поддельных документов об окончании медицинской и фармацевтической академий в городе, похоже, действительно не существует. А наибольшим спросом среди покупателей липовых дипломов пользуется Пермский государственный университет. Однако проблема заключается еще и в том, что ловить за руку предприимчивых дельцов, похоже, никто не собирается. Выявлением фальшивок занимаются в основном сами вузы.

    Поддельный диплом в Перми в среднем стоит от 30 до 50 тысяч рублей. За приложение к документу с хорошими оценками надо доплачивать отдельно

    - К нам постоянно поступают запросы от работодателей, интересующихся подлинностью выдаваемых документов об образовании, - пояснил проректор по учебной работе ПГУ Игорь Макарихин. - Эта тенденция обозначилась несколько лет назад, когда руководители предприятий и организаций стали вдруг проявлять повышенное внимание к квалификации и репутации своих сотрудников. Мы на эти запросы, естественно, реагируем и можем сказать, что два года назад нашими службами выявлялось примерно 10-15 процентов фальшивых дипломов. Сейчас ситуация стала чуть спокойнее - около 5 процентов подделок от общего числа запросов. Но и эта цифра в масштабах миллионного города весьма велика.

    По словам Игоря Макарихина, некоторые особо бдительные работодатели присылают вместе с запросом ксерокопии "сомнительных" документов, на которых многие несоответствия видны невооруженным глазом. Это касается и формы печатей, и подлинности подписей. Как-то раз пришел документ, на печати которого значился зеркально перевернутый герб.

    - Что касается заверений в том, что фамилию лже-выпускника можно внести в нашу базу данных, то это маловероятно, - убежден Игорь Макарихин. - К такой базе имеет доступ очень ограниченный круг людей. Но даже если представить гипотетическую ситуацию, при которой они внесут изменения в номера бланков, то все равно у нас есть резервное дублирование отчетов, в том числе в Москве. Это очень сложная цепочка, и мне трудно представить, что некий дилер может свободно пройти ее от начала до конца.

    Примерно такая же ситуация складывается и в Пермском государственном техническом университете.

    - К нам поступает столь огромный объем запросов от работодателей, что пришлось создать отдельную группу людей, которые целыми днями поднимают архивы, сверяют подписи и печати, пишут ответы, - сообщил проректор по учебной работе ПГТУ Николай Матушкин. - Особенно в последнее время активизировались строительные организации - почему-то именно там у руководителей чаще возникают сомнения в подлинности предъявляемых документов. Точной статистики мы не ведем, но примерно 3 процента от общего числа "сомнительных" дипломов - подделки.

    Мое предположение о том, что утечка бланков может происходить непосредственно в стенах вуза, Николай Матушкин резко опроверг:

    - Такое исключено! У нас налажен строгий отчет каждого бланка, и когда приходят с проверкой контролирующие органы, они прежде всего смотрят, как эти документы хранятся, перемещаются и уничтожаются. Мы же, в свою очередь, не имеем права заниматься поиском злоумышленников, заполняющих рынок фальшивыми "корочками". Думаю, немалая доля вины лежит здесь на правоохранительных органах. Ведь если бы на городских столбах появились объявления типа "Продам паспорт", то милиция наверняка бы приложила максимум усилий к поиску дельцов, занимающихся их изготовлением и сбытом. А вот объявления "Продам диплом" почему-то никого не смущают: ни население, ни силовые структуры.

    Правоту слов Николая Матушкина подтверждают данные фонда "Общественное мнение", который некоторое время назад провел опрос об отношении россиян к практике покупки-продажи фальшивых дипломов. Специалисты фонда выяснили, что более трети респондентов не видят ничего зазорного в приобретении поддельных дипломов, а 23 процента считают, что при определенных обстоятельствах это вполне допустимый шаг, помогающий человеку повысить свой социальный статус.

    Что касается моей встречи с участливой дилершей на рыночной площади, то она, узнав, что мне "нужен" диплом советского образца, популярно объяснила, какие риски я обретаю одновременно с его получением:

    - Сведения об образовании вместе с номером диплома в те годы включались в трудовую книжку. В отделе кадров, если там сидят внимательные люди, наверняка обратят внимание на этот пробел.

    Впрочем, мне тут же был предложен выход из положения - поменять трудовую книжку, сохранив в ней все прежние записи. Цена - договорная, торг - уместен. А заодно, если есть необходимость, приобрести свидетельство о браке или разводе, сертификат о повышении квалификации или корочки кандидата наук.

    Комментарии

    Николай Карпушин, министр образования Пермского края:

    - Для ликвидации рынка поддельных дипломов необходима координация действий разных ведомств. Во-первых, в сегодняшних документах об образовании нет достаточных степеней защиты - кто-то должен этим, наконец, заняться. Во-вторых, нужно подвергнуть ревизии всю систему регистрации и выдачи бланков в вузах, сделав ее более строгой и отлаженной. Как ни горько признавать, но фиксировались случаи, когда бланки "уходили" непосредственно из образовательных учреждений. Наконец, соответствующие органы, знающие о том, что сбыт фальшивых документов происходит практически с начала 1990-х годов, должны, наконец, обратить самое пристальное внимание на эту проблему. Она стала такой привычной частью нашей жизни, что общество, по сути, перестало ее замечать. Как результат - девальвация самой идеи высшего образования в стране.

    Владимир Ким, начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД Пермского края:

    - В Перми, в отличие от Москвы и других крупных городов, изготовители фальшивых дипломов не работают в открытую на улицах и в подземных переходах. Они прячутся в тень, потому что боятся милиции. К сожалению, при современной компьютерной технике изготовить бланки любого образца совсем несложно. А непосредственно корочки обычно заказываются в любой типографии. Я думаю, что нужно создать дополнительные степени защиты для документов такого рода. А работодателям следует проявлять бдительность при приеме сотрудников. Чем тщательнее руководители предприятий будут изучать биографии работников, тем быстрее исчезнет рынок поддельных документов.

    Поделиться