15.04.2008 01:15
    Поделиться

    С модернизацией сельских школ в Саратовской области согласны не все родители

    Процесс реструктуризации сети сельских школ, как и предполагалось, оказался непростым. В некоторых случаях - просто болезненным. Это подтверждает и письмо, пришедшее на днях в редакцию "РГ" в Саратове.

    "Оставьте нам школу"

    "Пишут вам жители поселка Октябрьский Аркадакского района по поводу реорганизации нашей девятилетней школы, в которой собираются оставить только начальные классы.

    В школе 25 учеников, она самая большая по числу учащихся среди "девятилеток" района. К тому же имеет перспективу, так как в поселке 22 дошкольника, много молодых семей. Кроме того, наша школа - одна из самых новых, построена в 1990 году, она газифицирована, прошла лицензирование до 2010 года.

    И вот теперь наших детей собираются возить в городскую школу, до которой более 10 километров, но с автобусом вопрос не решен. На пути в Аркадак имеется опасный участок дороги - крутой спуск, высота насыпи в этом месте 15 метров, она обваливается, и края обрыва подходят к самому асфальту. К тому же на пути в школу находится железнодорожный переезд.

    Наш поселок небольшой, в нем 300 жителей, в том числе 47 детей. У нас есть медпункт, почта, магазин. Считаем, что реорганизация школы приведет к отъезду молодежи из поселка и его вымиранию, ведь как говорят, "село живет, пока живет школа". Так как цены на дома в поселке невысокие, большинство молодых семей остаются здесь, работают в фермерских хозяйствах, занимаются личным подворьем. К нам переезжают семьи с детьми из других отдаленных пунктов именно из-за того, что у нас есть школа. В этом году приезжают еще три семьи с детьми.

    Мы обращались в отдел образования районной администрации, нам сказали, что по плану в Аркадакском районе необходимо реорганизовать три школы. При этом нам не объяснили, что это за план и почему из-за него должны страдать наши дети?".

    Общий интерес

    ЕПисьмо подписали родители 35 детей (всего 24 подписи). Корреспондент "РГ" попытался разобраться в ситуации. Выяснилось, что у чиновников системы образования есть свои аргументы. Со слов начальника управления образования администрации Аркадакского района Татьяны Наумкиной они сводятся к следующему.

    В районе действительно разработана программа оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Программа эта - часть модернизации всей системы образования, которая сегодня идет в жестком проектном режиме. Чтобы перевести школы на подушевое финансирование (когда "рубль пойдет за учеником"), а учителей - на новую систему оплаты труда (когда она будет зависеть от качества их работы), сельским малокомплектным школам (в отличие от городских) дали передышку до следующего года, ожидая, что муниципалитеты наведут порядок в своем "образовательном хозяйстве", в его экономике и структуре.

    Одна из важнейших задач проекта - создать равные условия для обучения городских и сельских детей. В управлении образования администрации Аркадакского района считают, что у школьников из поселка Октябрьский теперь как раз и появится такая возможность при условии, если министерство образования области выделит району на эти цели автобус. Если автобуса не будет, все намеченное плавно перекочует на следующий год.

    Татьяна Наумкина настаивает: родители сами должны быть заинтересованы в том, чтобы их дети уже с 1 сентября этого года учились в сильной базовой школе. Дело в том, что нацпроект "Образование" пока может обеспечить современным оборудованием только их. Аркадакская школа 1, куда будут подвозить детей на занятия, соответствует всем новым требованиям. В течение года ее оснастили дорогостоящими учебными комплектами (по 200-300 тысяч рублей) для кабинетов математики, географии, русского языка и литературы. Здесь уже есть компьютерный класс, в котором дети смогут приобщаться к информационным технологиям. Есть и физкультурный зал, и столовая, где их будут кормить обедом. Да и круг общения детей значительно расширится.

    Всего этого, по мнению начальника управления образования, лишена сельская школа. В нее сейчас даже учителя ездят преподавать из Аркадака. Сегодня здесь обучаются всего 24 ребенка, в 2008 году в первый класс пойдет один человек, в 2009-м - четыре. А что касается подвоза детей, то как раз здесь он-то, по мнению Т. Наумкиной, самый удобный: школа расположена вблизи трассы Ртищево - Балашов. Сегодня многие учреждения нельзя реорганизовать именно по причине бездорожья. Потому-то в районе существует прецедент - школа, в которой один учитель занимается с одним ребенком. Весь путь из поселка Октябрьский до школы в Аркадаке займет 15-20 минут (кстати, городским детям в том же Саратове не привыкать добираться до школы и в течение часа, застревая в транспортных пробках на улицах).

    К будущему - постепенно

    И тем не менее пока все эти аргументы родителями не услышаны. Можно понять их тревогу, во многом связанную со сменой привычного образа жизни - и своего, и детей. Но в управлении образования говорят, что уже существующая практика подвоза детей в городские и сельские базовые школы полностью себя оправдала. Район получил по нацпроекту один автобус и две "Газели". ГСМ на транспорт выделяет муниципалитет, с детьми ездит сопровождающий, водители проходят специальную подготовку в Ртищево. Конфликтов с родителями пока ни разу не возникало.

    Вообще в районе настроены на "плавный переход" к обучению в базовых школах. В этом учебном году планируется провести реструктуризацию трех школ (а всего в районе их 28, из них три - городские).

    По информации министерства образования Саратовской области, больше половины всех общеобразовательных учреждений -малокомплектные школы. В условиях, которые диктует проект модернизации системы образования, они просто не выживут.

    Чиновники считают, что изолированность малокомплектных сельских школ, их территориальная удаленность, устаревшая материально-техническая база, слабые педагогические кадры - лишают сельских детей равного доступа к образовательным услугам. Соответственно снижается и конкурентоспособность сельских выпускников при поступлении в вузы. Сегодня на селе невозможно реализовать систему профильного обучения в старших классах в соответствии с потребностями рынка труда.

    Как рассказал корреспонденту "РГ" первый заместитель министра образования Саратовской области Михаил Горемыко, введение новой системы оплаты труда и переход на нормативное финансирование непосредственно связаны с изменением сети общеобразовательных учреждений. Сеть базовых школ, оснащенных всем необходимым в соответствии с современными требованиями к образовательному процессу, пока насчитывает 49 учреждений. Но до конца 2008 года их будет уже 134. В базовые школы будет поставляться учебное и учебно-наглядное оборудование по различным предметам, компьютеры, спортивное и медицинское оборудование, оборудование для пищеблоков. Для подвоза обучающихся будут дополнительно закуплены 180 школьных автобусов. Затраты составят 241 миллион рублей из федерального и 60 миллионов из областного бюджетов. За счет этих вложений до конца года планируется обеспечить современные условия обучения для 65 процентов школьников, а в 2009 году - уже для 75 процентов.

    Параллельно с этим, в текущем году будет изменен статус малокомплектных школ: более 160 средних станут основными, почти 80 основных - начальными, более 140 начальных будут преобразованы в филиалы средних школ. При этом никаких шагов по закрытию школ министерство не предусматривает. Если подобные решения и будут приниматься, то только конкретным образовательным учреждением, сельским сходом или муниципальным собранием.

    И все же, как быть, если все 24 семьи из поселка Октябрьский откажутся от "школы на колесах" для своих детей? В районном управлении образования пожимают плечами - такого прецедента пока не было. Будут уговаривать всем миром.

    Справка "РГ"

    В Саратовской области наблюдается отрицательная динамика численности детей школьного возраста. Демографический прогноз подтверждает тенденцию снижения числа учащихся в возрасте до 17 лет. При этом 70 процентов общеобразовательных учреждений расположены в сельских поселениях, несмотря на то, что там проживает меньше детей, чем в городских. До 16 процентов сельских учителей ведут по два-три предмета, не имея при этом соответствующей профессиональной подготовки.

    Если тема этой публикации показалась вам актуальной, если вы хотите продолжить ее обсуждение, звоните: (845-2) 27-15-37, пишите: rgsaratov@renet.ru

    Поделиться