15.04.2008 00:59
    Поделиться

    Самый известный персонаж итальянской комедии с трудом приживается в южноуральской провинции

    Главный режиссер театра "Омнибус" Борис Горбачевский поставил очередную классическую комедию: "Труффальдино - слуга двух господ".

    Вместе со спектаклями для детей Златоустовский театр в этом сезоне готов представить семь (!) премьер. Нынче - Гольдони, недавно поставили мольеровского "Тартюфа", еще чуть раньше - "Дядюшкин сон" Достоевского. Очень солидный набор для провинциального театра. Благодарная публика Златоуста замирает в зале и шепчется во время антракта: "Я смотрела на одном дыхании! И какие костюмы, и шпаги натуральные!.."

    Никаких особых вмешательств в текст комедии Карло Гольдони - лишь иногда рассерженные слуги ругаются на хозяев словами из современной рекламы: надоели, мол, ваши яйца перепелиные, мистер майонез! Другое дело, что канонические маски героев в пору только некоторым артистам театра.
     

    Плута Труффальдино играет Игорь Вершинин - не профессиональный, но очень талантливый актер. Его герой отнюдь не субтильный юноша, каким его привыкли считать, но с очень основательной комплекцией. Высокий, упитанный проныра в цветастой "бандане" выглядит, пожалуй, еще более забавно. Труффальдино интересен, когда жульничает искренне, с чувством: к примеру, ему нужно запечатать вскрытое письмо. Из подручных средств - только хлебный мякиш. Голодный Труффальдино достает из кармана сухую корочку хлеба, старательно жует - с довольной физиономией, смакуя - и неожиданно проглатывает. Опять жует с блаженным видом и опять проглатывает. В следующий раз Труффальдино приходится принимать строгие меры: зажимать руками прожорливое горло и долго собираться с силами, чтобы выплюнуть комочек хлеба.
     

    Но иногда Труффальдино откровенно фальшивит: когда не хватает легкости, чувства хорошо тренированных эмоций и мышц, - Труффальдино натужно и невесело шутит. Впрочем, есть и пример точного соответствия маске: Служанка Смеральдина (Оксана Заславская) - самая настоящая, самая натуральная субретка. Дивчина не промах. Простодушно-хитроватая, она и в хозяевах души не чает, и о своей выгоде не забудет.
     

    В общем, получился очень цветной спектакль. Цветной до ряби в глазах. Сказалась привычка хороших провинциальных театров - герои для пущей динамики и вящего драматизму гоняются друг за другом по авансцене. Мелькают яркие костюмы и блестят шпаги - зрители недаром запомнили эту красочную карусель. Но очень скоро народная комедия перестает веселить: быть может, всему виной затянутость действия. Понятно, что брюшко Труффальдино не терпит пустоты, но зачем же сцена с выбором блюд для обеда длится почти десять минут? Плюс ко всему - однообразный музыкальный ряд. Весь спектакль - два с половиной часа - со сцены звучит одна и та же песня. Изредка перебиваемая непременным "О sole mio".

    Поделиться