15.04.2008 06:00
    Поделиться

    Минрегион поставит "оценки" регионам и подтянет отстающих

    Рост доходов местных бюджетов оживит реформу самоуправления и социальное развитие поселений

    Похоже, что притормозившие административная и межбюджетная реформы в 2007 году в текущем году могут получить логическое завершение. Деньги для муниципалитетов и поселковых советов, без которых местные органы не могли начать жить самостоятельно, получив новые полномочия, нашлись. Причем помог им в этом не кто иной, как бизнес.

    Напомним, что еще в 2006 году, за два месяца до начала реформы местного самоуправления, минрегионразвития объявило, что только треть регионов готовы к ее реализации. У минфина данные были более оптимистичные - половина. А, по мнению самих мэров и глав поселковых советов, - практически никто. Местные органы в ходе реализации межбюджетной реформы власти получили источники финансирования: налог на доходы, на недвижимость и землю, которые они должны были собирать с физических лиц. Что касается подоходного налога, то проблемы с его собираемостью были до той поры, пока бизнес не начал переход на белые схемы выплаты зарплат. Итог изумил всех. Начиная с конца прошлого года в региональную и местную казну стало "падать" дополнительных, никем не запланированных доходов от 1 до 15 миллиардов рублей в месяц. Эти данные привел на недавно состоявшейся расширенной коллегии минфина вице-премьер министр финансов Алексей Кудрин.

    Но, что интересно, посетовал глава минфина, доходы региональных и местных бюджетов растут, но за помощью в Федеральный центр власти все равно идут. Хоть полмиллиона рублей желают получить даже регионы-доноры. Что уж говорить об их дотационных по прежним понятиям коллегах, у которых, к слову сказать, финансовое положение также начинает улучшаться. В частности, проведя ревизию региональных финансов в 2006 году, в минфине подсчитали и пришли к выводу: рост доходов примерно на три-четыре процента опережает рост расходов.

    И это при том, что из-за дележа полномочий между федеральным и региональными центрами расходы выросли примерно на 20 процентов. Ныне финансовая картина, по предварительным прогнозам, выглядит еще лучше. Но, что так и не научились делать региональные власти, так это правильно тратить свои доходы, направляя их в первую очередь на рост заработной платы, а не на разного рода проекты. Такие, как строительство дорог, аэропортов, регионального, а не федерального назначения.

    По идее, в конце текущего года региональным властям придется рапортовать о том, как они сумели сбалансировать свои доходы и полномочия. Таким образом, подчеркивают в минфине, будет завершен первый этап бюджетной реформы, в ходе которой произошло четкое разграничение финансов между федеральным центром и субъектами Федерации. Ну а затем мэрам и главам поселковых советов придется идти по пути их региональных коллег. Средства для этого у них есть. Если в 2006 году в консолидированный бюджет поступило 930 миллиардов рублей от налога на доходы физических лиц, в 2007 году эта сумма выросла до одного триллиона 266 миллиардов рублей. Причем львиная доля этих средств идет именно в местные бюджеты. По прогнозам, в текущем году поступления только от этого налога вырастут в разы. Но есть и еще одно "но". Налог на недвижимость физических лиц, включая и земельный, пока еще не слишком хорошо работает. Нет рыночной оценки ни объектов недвижимости, ни земли. Так что допдоходы, которые получат местные органы власти, должны будут превысить все мыслимые и немыслимые прогнозы. Главный вопрос, который встанет перед местными властями, их грамотное использование.

    Есть, правда, еще одна не менее важная проблема - как и на какие цели получить эти средства. Для начала - как. И хотя вопрос этот, с одной стороны, сугубо технический, так как он предполагает внести изменения в расходные статьи части бюджетов. С этого года, напомним, мы начали жить по трехлетнему бюджету. Касается это не только федерального центра, но и регионалов. Местным финансовым властям только предстоит перейти к трехлетке, однако общие ориентировки по доходам и расходам на три года вперед составлять все-таки пришлось. И теперь предстоит, согласовав новые траты от внезапно свалившихся доходов с региональным начальством, перейти к их воплощению. Причем не только в части повышения заработной платы, как это обычно делается в первую очередь. И направить эти средства не только в клиники, поликлиники, школы, но и в тот же ремонт ЖКХ, ремонт дорог местного назначения, развития сети общественного транспорта, посадки зеленых насаждений и т.д. Местные власти могут замахнуться и на более "грандиозные проекты" - строительство гостиниц, пусть и не высокого 5-звездного класса, но хотя бы более или менее соответствующих трех- или двухзвездному европейскому уровню. Развивая таким образом туристическую базу. Что в ближайшей перспективе даст очередные дополнительные доходы в бюджеты. Тем более что спрос на посещение малых городов России со стороны не только российских, но и иностранных туристов есть, а предложения от властей - нет.

    Наша справка

    К 1 июня минрегион должен разработать методику отбора субъектов, вопросы развития которых будут рассматриваться на заседаниях правительства. Глава ведомства Дмитрий Козак считает, что главное, чему необходимо уделять внимание, - комплексный межотраслевой подход в отношении отстающих регионов.

    Одновременно с этим минрегионразвития предложило начать оценку деятельности региональных властей и направлять ее результаты в правительство. При "выставлении" оценки эффективности будут учитываться параметры, за которые отвечает руководство субъектов РФ, такие, как социальная политика, демография, ЖКХ, развитие транспортной инфраструктуры и бюджетное администрирование. Таким образом, можно будет стимулировать и поддерживать работу региональных властей по повышению качества жизни в регионах, в которых оно ниже, чем в среднем по России.

    Для финансовой помощи регионам, помимо фонда поддержки, действующего с 1994 года, по предложению минфина были созданы Федеральный фонд компенсаций и Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Если первый работает над финансовым обеспечением регионального уровня бюджетов, второй - занимается повышением качества управления финансами. Межбюджетные трансферты в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличились на 45,9 процента, до 853,2 миллиарда рублей.

    Поделиться