14.04.2008 23:30
    Поделиться

    Самарская дума дала право губернатору совмещать руководство регионом с работой в федеральных структурах

    Принятый в марте Госдумой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" после его подписания президентом позволит модернизировать систему управления федеральных министерств и ведомств в регионах и наделит губернаторов статусом госслужащих.

    По оценке председателя Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Рафгата Алтынбаева, открывающаяся для глав субъектов возможность замещать параллельно иные государственные должности, и, в частности, руководителей представительств федеральных структур на местах, будет способствовать укреплению исполнительной власти и искоренению бюрократии.

    Эта инициатива сверху уже нашла поддержку в регионах, властные органы которых разглядели в ней перспективу эффективных реформ региональной политики. Например, как сообщалось в СМИ, Самарская губдума первой из региональных законодательных органов внесла поправки в устав области и закон "О лицах, замещающих государственные должности Самарской области", предоставив своему губернатору статус госслужащего с возможностью совмещать руководство регионом с работой в федеральных структурах либо в иных субъектах Федерации.

    То, что Самарская область оказалась первопроходцем в сфере преобразований региональной политики, вряд ли можно назвать случайностью. Самару не зря издавна называют столицей Поволжья: это крупнейший в Приволжском федеральном округе регион с мощным экономическим потенциалом. Приход же летом прошлого года на руководство Самарской областью команды нового губернатора Владимира Артякова способствовал не только повышению управленческой эффективности региональной вертикали, но и активному развитию субъекта. Об этом свидетельствуют и цифры. Как было отмечено на недавнем заседании областного правительства, посвященном итогам социально-экономического развития региона, прошлогодний прирост инвестиций в Самарской области составил 30 процентов, покупательская способность населения достигла 3,4 прожиточного минимума, ввод нового жилья превысил 1 миллион 280 тысяч квадратных метров (на 70 процентов больше показателя 2006 г.), а уровень рождаемости стал самым высоким за последние 16 лет.

    Достигнутые областью успехи не без оснований связывают с новым алгоритмом, заданным Владимиром Артяковым. Новый губернатор возглавил регион, имея за плечами богатый опыт работы в структурах "Рособоронэкспорта", а самое главное - на АвтоВАЗе, где Артяков с 2005 года возглавлял совет директоров. В регионе хорошо помнят, как, приняв три года назад огромное хозяйство автогиганта в предкризисном состоянии, команда Владимира Артякова буквально на глазах сумела навести порядок на производстве и в социальной сфере. В итоге, переходя на губернаторскую должность, Артяков передал своему сменщику уверенно развивающееся предприятие, перспективы сотрудничества с которым вскоре были оценены крупнейшим международным альянсом "Рено - Ниссан". Автовазовская стратегия Артякова сработала и в масштабе губернии, где в сжатые сроки новому губернатору удалось добиться точной настройки хозяйственного механизма и четкой работы всех структур региональной власти.

    Как не раз заявлял сам губернатор, в Самарской области у него "планов громадье". Поправка же в областной устав, ориентированная на приведение местного законодательства в соответствие с федеральным, дает возможность энергичному региональному руководителю одновременно проявить себя сразу на нескольких направлениях. Не секрет, например, что перемены в политическом руководстве страны будут сопровождаться и кадровыми перестановками в федеральных структурах власти. А значит, для успешного продолжения нынешнего экономического курса в правительстве потребуются новые эффективные топ-менеджеры, зарекомендовавшие себя на региональных должностях. Безусловно, одной из самых сильных фигур на региональной "скамейке запасных" является и Владимир Артяков.

    Впрочем, самарские законодатели допускают и то, что принятые на местном и федеральном уровне поправки в закон о наделении глав субъектов полномочиями госслужащих "в политическом плане являются шагом к укрупнению регионов". Об этом заявила депутат Самарской Губернской думы Наталья Боброва, которая предположила, что в перспективе самарский губернатор мог бы одновременно занимать высокую должность в другом субъекте Федерации. А по мнению главы комитета по законодательству Самарской губдумы Юрия Шевцова, если губернатор Артяков получит возможность быть членом Совета Федерации от другого региона, то для Самарской области будет очень большая польза. Председатель Самарской губдумы Виктор Сазонов высказался в СМИ, что, возможно, впоследствии Госдума внесет в соответствующий закон новые поправки и тем самым даст разъяснения по его реализации. А самарский политолог Андрей Перла считает, что поправки в закон приняты с целью "налаживания горизонтальных связей между субъектами Федерации", и в этом смысле теоретически допускает возможность того, что самарский губернатор может занять аналогичную должность в соседнем регионе.

    Между тем, как дал понять в недавнем интервью председатель Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике РФ Виктор Усачев, федеральные парламентарии вплотную приступили к работе по законодательному обеспечению реализации положений Закона "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ" в части укрупнения субъектов Федерации в результате их объединения.

    - Для России сегодня характерна большая дифференциация между социально-экономическим развитием регионов. Разница между успешными и дотационными регионами весьма значительная. Эту разницу необходимо сокращать, чтобы сохранить целостность страны. В этом направлении, как подчеркивал президент, конструктивную роль может сыграть формирование новых укрупненных центров социально- экономического развития в Поволжье, на Урале, Юге России, Сибири и Дальнем Востоке, - заявил Виктор Усачев.

    Собственно говоря, поволжская региональная группа, которая могла бы стать основой нового укрупненного центра развития, уже определилась как исторически, так и экономически. Например, с расположенным в Самарской губернии АвтоВАЗом крепко связаны десятки смежных предприятий в Ульяновской области. Флагманы же самарской оборонной отрасли имеют естественные и давние связи с профильными предприятиями Пензенской области. А при сложении экономического потенциала Самарской и Саратовской областей укрупненный регион получил бы ощутимый стимул к развитию агропрома и нанотехнологий. Конечно, до принятия конкретных решений еще предстоит пройти долгий путь, в том числе и на законодательном уровне. Но первый шаг в направлении создания эффективных региональных макроэкономических зон, которые могли бы возглавить наиболее успешные губернаторы, уже сделан.

    Поделиться