Власти США намерены провести крупнейшие реформы в сфере финансового контроля

В руководстве Федеральной резервной системы США не исключают возможности "продолжительного и глубокого спада" в американской экономике. Вместе с тем угроза спада не единственная проблема, с которой сталкивается сейчас ФРС. В условиях роста цен на энергоресурсы и продовольствие приходится считаться и с возможностью всплеска инфляции. Поэтому, если и произойдет очередное снижение ставки ФРС, то оно будет умеренным.

А власти США намерены провести самые крупные со времен Великой депрессии 1930-х гг. реформы в сфере финансового контроля. Планы представил глава финансового ведомства Генри Полсон. Он возглавляет так называемую "президентскую рабочую группу" по финансовым рынкам, призванную сыграть ключевую роль в проведении в жизнь реформаторских начинаний. Пресс-секретарь Белого дома Дана Перино подтвердила, что все это делается с ведома и одобрения президента страны Джорджа Буша.

Суть изменений, предлагаемых Полсоном, сводится прежде всего к расширению надзорных функций ФРС США, которая играет в стране роль центробанка и соответственно проводит денежно-кредитную политику и обеспечивает финансовую систему ликвидностью. Впредь, по словам министра, помимо решения этих задач ФРС "будет собирать информацию от коммерческих банков, инвестиционных банков, страховых компаний, хедж-фондов и операторов товарных пулов". Цель этой работы будет, однако, заключаться не в том, чтобы контролировать деятельность той или иной конкретной организации, а в выявлении рисков для общей финансовой стабильности.

Сейчас, по словам Полсона, регулированием финансовых институтов, принимающих вклады, в США только на федеральном уровне занимаются пять отдельных организаций. В новой системе они по сути будут не нужны. Свои надзорные органы имеются и в штатах.

Учитывая истоки и наиболее грозные потенциальные последствия нынешнего кризиса, ближайшей задачей в минфине США считают наведение порядка на ипотечном рынке. Для этого предлагается создать единую новую Федеральную комиссию по выпуску закладных бумаг. В ее задачи будет входить наблюдение за тем, насколько адекватные правила в данной сфере, в том числе на таких направлениях, как лицензирование и регулирование, имеются в конкретных штатах. По итогам работы комиссия должна будет составлять оценки, рейтинги и отчеты.

В среднесрочной перспективе намечено также усилить роль федеральных властей в регулировании страхового бизнеса (и создать соответствующее подразделение в минфине США), "упорядочить прямой федеральный надзор" за банковской деятельностью на уровне штатов, учредить "федеральный устав" для "системно важных" платежных и расчетных систем.

Наконец, в долгосрочном плане минфин США считает целесообразным разделить регулирование финансовых институтов на три составляющих. Интересы "рыночной стабильности", как уже говорилось, должна будет блюсти ФРС, за осмотрительностью деятельности банков и других финансовых учреждений, а также - отдельно - за "корпоративным поведением" - станут следить два других новых "регулятора", между которыми предстоит перераспределить функции нынешних надзорных органов.

Полсон при всем том утверждал, что на основании его программы не следует делать вывод о том, будто "усиление регулирования дает ответ" на все нынешние финансово-экономические проблемы США и "даже будто более эффективное регулирование способно предотвращать периоды напряженности на финансовых рынках, возникающие, насколько можно судить, каждые 5-10 лет". Конечно, это реверанс в сторону традиционной для консерваторов политики невмешательства в деятельность рынков со стороны государства.

Однако некоторые независимые наблюдатели уже делают вывод о том, что эпоха безоглядной веры в "рыночное саморегулирование", которую провозгласила в свое время Маргарет Тэтчер и на которую во многом опиралась американская "рейганомика", начинает уходить в прошлое. После того как глава "Дойче банка" Йозеф Аккерман на днях заявил, что "больше не верит в способность рынка к самооздоровлению", "Файнэншл таймс" констатировала, что в эту способность "сейчас уже не верит, похоже, никто и нигде".

Андрей Шитов

Вашингтон