Новости

16.04.2008 03:00
Рубрика: Культура

Воланд и Маргарита

Церемонией награждения лауреатов завершилась очередная "Золотая маска"

Церемония "Золотой маски" уже во второй раз прошла на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. И дело не только в большом и современном пространстве обновленного недавно здания. Дело и в том, какое значение в современном театре приобрела опера. С каждым годом ее значение и ее место возрастают. Вот и в нынешней программе больше всего спектаклей принадлежит именно оперному жанру - одиннадцать.

Не оттого ли честь поставить заключительную церемонию предоставили оперному режиссеру Дмитрию Бертману. Он, впрочем, прибег к помощи литературы, воспользовавшись героями романа "Мастер и Маргарита", присутствовавшими на знаменитом балу сатаны в честь главной героини булгаковского романа. Гелла, Бегемот, Фагот и сама Маргарита царили весь вечер, представляя номинации и "вручантов". Роль Воланда исполнил актер Дмитрий Певцов.

Несколько "Масок", по традиции, были известны заранее. Это "Маски" за честь и достоинство выдающемуся сценографу Марту Китаеву и солистке балета из Уфы Зайтун Насретдиновой и "За поддержку театрального искусства России" - губернатору Оренбургской области Алексею Чернышеву. Лучшим зарубежным спектаклем, показанным в минувшем году, пресса уже давно назвала "Обратную сторону Луны" канадца Робера Лепажа.

Во всех же остальных номинациях в течение месяца велась жесточайшая борьба, итоги которой подвели два жюри - музыкальное во главе с композитором Леонидом Десятниковым и драматическое - с театроведом Алексеем Бартошевичем. По традиции, главная интрига развернулась между Петербургом и Москвой. Но это не исключало необычайно высокого уровня провинциальных постановок - особенно хотелось бы отметить "Сиротливый Запад" Пермского театра "У моста" и его режиссера Сергея Федотова и "Последние" Вячеслава Кокорина в Нижегородском ТЮЗе.

Как всегда, светский характер "масочной церемонии" был высок. На сцену вручить награды выходили Герман Греф, Илзе Лиепа, Михаил Швыдкой, Хибла Герзмава и Юлия Свежакова, Оксана Мысина и Андрей Смоляков, Евгений Миронов и Евгения Добровольская, Чулпан Хаматова и Инга Оболдина.

Не менее звездный состав случился и в "партии" лауреатов. Второй после оперной по обилию оказалась номинация драматического спектакля малой формы. В ней десять спектаклей - один ярче другого. Самая же обильная номинация - режиссеры драмы. В нее вошли все 18 постановщиков спектаклей большой и малой формы - среди них такие признанные мастера, как Лев Додин, Валерий Фокин, Вячеслав Кокорин и Алексей Левинский, и сильное среднее поколение - Кирилл Серебренников, Юрий Бутусов, Андрей Могучий, Дмитрий Крымов, Сергей Федотов, Лев Эренбург, Евгений Каменькович, Виктор Рыжаков, Миндаугас Карбаускис. Специальные проекты нынешней "Маски" - "Александринка и Мариинка в Москве" - во многом определили выбор жюри.

Интрига церемонии была омрачена тем, что конверты с именами победителей открывались не натурально, а "виртуально", на широком экране, как будто лауреаты уже были многим известны заранее.

Первые "Маски" вручались по принципу lady first исполнительницам женских ролей. В номинации "Балет" победила Наталья Осипова (спектакль "В комнате наверху", Большой театр, Москва). Лучшей оперной певицей "Золотой маски" признана Лариса Гоголевская ("Енуфа", Мариинский театр, Санкт-Петербург), а обладательницей опереточной "Маски" оказалась Валентина Кособуцкая ("Баронесса Лили", Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург). В номинации "Драма" "Маску" за лучшую женскую роль получила Ирина Пегова (спектакль "Рассказ о счастливой Москве", Театр Олега Табакова, Москва), а сильную конкуренцию ей составляли Татьяна Шестакова, исполнительница роли Анны Штрум в спектакле МДТ "Жизнь и судьба" и Полина Агуреева (пьеса "Июль", Театральный центр "Практика и движение "Кислород", Москва).

Затем наступила очередь мужчин. Лучшим дирижером в номинации "Опперета/Мюзикл" назвали Бориса Нодельмана из Екатеринбургского Театра музыкальной комедии. "Маска" за дирижирование оперой досталась Марку Минковски ("Пеллеас и Мелизанда, Театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва).

За выдающуюся хореографию в номинации "Балет" отмечен Сергей Вихарев ("Пробуждение Флоры", Мариинский театр, Санкт-Петербург), а лучшей работой композитора музыкального театра признали музыку Владимира Кобекина к спектаклю "Маргарита" саратовского Театра оперы и балета. Впервые на "Маске" вручался приз в номинации "Художник по свету в музыкальном театре", его обладателем стал Глеб Фильштинский, осветивший спектакль "Евгений Онегин" в Большом театре.

Победителями среди театральных художников стали Александр Алексеев ("Волшебное перышко", Театр марионеток им. Е.С. Деммени, Санкт-Петербург), Зиновий Марголин ("Енуфа", Мариинский театр, Санкт-Петербург) и Александр Шишкин ("Иваны", Александринский театр, Санкт-Петербург). Пьесе же "Иваны" по мотивам повести Гоголя в версии Андрея Могучего достался и спецприз критики. Спецприз драматического жюри за возрождение Александринского театра получил Валерий Фокин.

Культура Театр Фестиваль "Золотая маска"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники