Новости

16.04.2008 03:30
Рубрика: Общество

Без грифа "Секретно"

Зачем землянам лететь на Марс?
Текст: Юрий Батурин (летчик-космонавт России, профессор МГУ)

Только что Совет безопасности рассмотрел долгосрочную программу развития космонавтики в России, в частности вопросы полета на Марс. Надо отметить, что специалисты ведущих космических стран неоднозначно оценивают пилотируемые экспедиции к Красной планете. Сегодня их аргументы "за" и "против" приводят студенты факультета журналистики МГУ. Почему именно они?

В прошлые годы в космической теме работали и были востребованы великие журналисты - Ярослав Голованов, Владимир Губарев... Сегодня космическая специализация у журналистов не в чести, хотя секретность сменилась информационной доступностью, техника стала еще сложнее и фантастичнее. Чтобы исправить положение дел, на факультете журналистики МГУ вот уже шесть лет при активной поддержке декана, а теперь президента факультета Ясена Засурского, работает семинар "Школа космической журналистики".

В ходе семинара студенты получают теоретические знания по истории космонавтики, по методам тренировок и подготовки космонавтов и в определенной степени - о работе технических систем. Студенты встречаются с космонавтами, инженерами и конструкторами, бывают в Звездном городке и конструкторских бюро, где создаются космические корабли. Среди журналистских достижений среди слушателей семинара, например, интервью с космонавтами, работающими на борту МКС, взятое прямо во время космического полета. Может быть, и вырастут из них новые "головановы" и "губаревы"? Предлагаем читателю две студенческие, но вполне серьезные работы.

Стоит ли рисковать

Не стоит забывать, что это обсуждаемый полет на Марс - эксперимент. И требовать высоких результатов или достижения каких-то сложных целей от первого опыта бессмысленно.

Программа-максимум для будущей экспедиции - успешное выполнение трех ее этапов: полет к Марсу, научная работа на самой планете, полет обратно. Даже если путешествие будет совершено, грубо говоря, для того, чтобы оставить на поверхности Красной планеты пару следов и воткнуть в грунт пару флагов, это не уменьшит значимости полета. Вспомните 108 минут Юрия Гагарина. Он тоже стал первопроходцем, одного этого было достаточно, чтобы рисковать. А на сегодняшний день есть все предпосылки для того, чтобы успешно выполнить три части марсианской экспедиции.

По данным РКК "Энергия", начальные этапы марсианской программы России хорошо отработаны и совершенствуются, даже несмотря на недостаточное финансирование. У американцев больше разработана вторая часть проекта экспедиции. Для США главная цель - высадиться на Красную планету. Вполне возможно, что Россия и США будут сотрудничать и условно разделят экспедицию на две части. Создание корабля, перелет в космосе туда и обратно, необходимые для этого условия обеспечат российские специалисты. А посадкой, работой на поверхности и стартом с нее займутся американцы.

Опыт сборки сложного пилотируемого космического объекта у нас есть: на станциях "Салют" и "Мир" было выполнено более 200 стыковок различных элементов. Институт медико-биологических проблем РАН готовится к эксперименту "Марс-500", во время которого будет исследоваться состояние космонавтов в замкнутом пространстве в течение 520 дней. Институт провел также испытания нового прибора "Галоингалятора", который поддерживает воздушную среду в отсеках космического корабля в нормальном состоянии. То, что человек может переносить в невесомости физические и психологические перегрузки долгое время, уже доказал наш космонавт Валерий Поляков. Он совершил самый длительный в истории пилотируемой космонавтики полет - 437 суток, и заявил, что без колебаний отправился бы на Марс, если бы экспедиция проводилась в ближайшие годы.

Защита от радиации - одна из сложнейших задач пилотируемой космонавтики вообще. А для марсианского экипажа угроза облучения возрастает в несколько раз. Поэтому в РКК "Энергия" занимаются разработкой специальной защитной одежды и обуви для космонавтов. Скафандры будут представлять собой нечто среднее между моделями "Орлан" (для выхода в открытый космос) и "Сокол" (спасательный скафандр). На корабле планируются радиационные убежища, которые должны укрыть экипаж не только от обычной дозы радиации, но и от сильных радиационных вспышек на Солнце. Саму конструкцию корабля ученые предлагают устроить так, чтобы жилой блок с космонавтами был окружен другими объемными частями космического аппарата. Это позволит уменьшить облучение.

На станциях "Салют" и "Мир" проводились похожие эксперименты. Отрабатывались так называемые системы с "замкнутым циклом": когда определенные запасы воды и кислорода воссоздаются из уже использованных продуктов, проводились опыты выращивания овощных "ферм" прямо на космическом корабле. Если же говорить о связи с Землей, то предлагаются разные варианты: от Интернета до лазеров. То, что сообщения на корабль и с корабля будут идти с опозданием почти в полчаса, не новость. Задержка связи давно приучила космонавтов на орбите самим принимать решения и справляться с нештатными ситуациями без помощи Земли.

Так что подготовка к марсианскому перелету выглядит убедительно. Гораздо сложнее вторая часть программы: посадка на Марс и работа на его поверхности. У американцев есть опыт посадки на Луну, но для Марса специалисты США разработали новую систему наведения, которая позволяет сажать космические корабли не далее 100 метров от намеченной цели, что в двести раз точнее старых систем. Кроме того, в НАСА работают над проектом летательного аппарата, который позволит перемещаться по труднопроходимым областям Марса. У США есть также опыт старта с поверхности Луны. Что же касается работы на самом Марсе на начальном этапе, то скорее всего, это будет чисто символическая деятельность. Строительство базы, серьезные научные работы, проживание на планете - дело будущих космических экспедиций.

Между тем

"Через 20 лет мы высадимся на Марс", - говорили 10 лет назад американцы. Сегодня Америка утверждает то же самое: "Через 20 лет мы высадимся на Марс". Подобными фантастическими лозунгами НАСА подогревает интерес к экспедиции, добивается финансирования. А уверенность в успехе - уже полдела. Бизнесмены могут вложить в экспедицию значительные суммы. Да просто шанс вписать свое имя в историю, как это сделали, например, космические туристы, - стопроцентная приманка для богачей.

Вперед на Марс?

С такой же уверенностью, как и герои Брэдбери, строят планы на ближайшее будущее НАСА и Роскосмос.

У американцев в планах на 2009 год - отправка на Красную планету большого марсохода, на котором будет установлен российский прибор ДАН (Динамическое альбедо нейтронов), предназначенный для определения профиля распределения воды в подповерхностных слоях Марса. А в России планируется проект "Фобос-Грунт": доставка образцов грунта со спутника Марса. Но все это лишь "миллиметровые" шажки к освоению загадочной планеты.

Слыша о грандиозных марсианских планах, люди начинают верить в человеческие поселения на Красной планете в сравнительно близком будущем. А специалисты космонавтики в ответ иронично улыбаются: к 2030 году безопасная жизнь людей на Марсе - всего лишь фантазия. Даже на пути к Марсу встает множество трудностей, не говоря уж об освоении планеты.

Первым космическим аппаратом, отправленным к Марсу, был советский "Марс-1", выведенный 1 ноября 1962 года, однако связь с ним была потеряна через четыре месяца. И дальнейшие запуски были совсем не столь успешны, как хотелось бы. В последнем десятилетии несколько посадочных аппаратов потерпели аварию, но несколько американских марсоходов все же поработали на поверхности. Вот и все попытки приоткрыть завесу загадочного Марса. И как же говорить о жизни людей на Марсе через 30 лет?

Резкие перепады температуры, пыльные бури, нет защиты от радиации - как отгородить человека от этих губительных условий? Скафандры очень тяжелы, хотя на Марсе малая сила тяжести будет на руку, но это крайне физически дискомфортно и даже тяжело. А ведь придется строить базу, находясь в "саркофаге" с ограниченным запасом кислорода.

О надежности собранного в космосе корабля и построенной базы на Марсе никто не может говорить с уверенностью. Если что-то выйдет из строя, надо иметь запас блоков, деталей. Плюс для обеспечения здорового состояния экипажа нужна чуть ли не целая больница, к которой должен прилагаться врач "на все руки". Космонавтам надо быть подготовленным к силе тяжести на Марсе, а после - и на Земле. Для этого есть пока только один способ - центрифуга, которую придется тоже взять на Марс.

Какого же размера и мощи должен быть корабль, чтобы вместить все перечисленное? Затраты неимоверные, и для осуществления таких грандиозных планов потребуется объединиться всему миру. Но с нынешним положением дел поселений на Красной планете явно не будет через 30-50 лет.

Общество Космос Общество СМИ и соцсети Наука и образование МГУ им. Ломоносова Исследование Марса
Добавьте RG.RU 
в избранные источники