Корреспондент «РГ» вместе со специалистами-скалолазами вызвалась вымыть окна в высотном доме

Владивостокская весна - очень прозаична. Ее приметы - грязные окна, замусоренные сопки и неубранные дворы. Корреспондент "РГ" напросился в бригаду мойщиков окон, чтобы испытать на себе, насколько безопасно наводить чистоту на большой высоте.

Директор фирмы Вячеслав Костык сразу же предупредил меня: "Мы не мойщики окон. Мы специалисты по мойке недоступных стеклянных поверхностей". И это действительно так. Они - специалисты, за спинами которых богатейший опыт... скалолазания.

Если технология домашней помывки окон начинается с банального открывания, промывания, наведения блеска с помощью химических средств, то наша работа на очередном объекте началась с обследования крыши и закрепления специальных канатов. Коллеги Вячеслава - еще один Слава и Саша точно, быстро и профессионально нашли на крыше точки для фиксирования крепежа. За что можно зацепиться, а за что нельзя, ребята определяют сходу.

К слову, недавно ярко заиграли лучи солнца в окнах тринадцатиэтажного отеля "Хендэ". В нем 120 окон площадью более 21 тысячи квадратных метров. И все отмыты моими новыми знакомыми, "специалистами по мойке недоступных стеклянных поверхностей". Каждый год в отель приглашают только эту команду.

И вот веревки закреплены. Слава в ярко-красном комбинезоне, как ангел с небес, спускается с высоты к предполагаемому объекту помывки. Теперь все упирается в то, как поднять меня к этому месту. Он спускается сверху, а я, как противовес, должна подняться снизу. По технологии я должна сидеть на приспособлении типа детской качельки, состоящей из деревянной седушки, закрепленной на тросах. К этой же качельке крепится еще и ведро с "химией".

Что такое "химия"? Не абы что, продающееся в магазине. У моей бригады это специальный мыльный раствор, секрет которого не разглашается. По словам Вячеслава Костыка, для домашних окон подходит любое моющее вещество, а для промышленных помывок нужны особые составы, способные отмыть не только уличную грязь, но и придать стеклу пылеотталкивающие свойства.

Сажусь на качельку. В руках я должна держать специальное приспособление с уютным и теплым названием "шубка". Это, на первый взгляд, обычная мочалка, но сделанная для мытья больших поверхностей. И третья необходимая вещь - это "сгон" - нечто похожее на автомобильные дворники. С их помощью сгоняется с окон мыльная пена.

Я, качелька, ведро с водой, "шубка" и "сгон" поднимаемся на высоту. Саша закрепил на мне ремни безопасности. Ребята начали подтягивать тросы. Я пытаюсь упираться ногами в стену дома, но качелька вверх идти не хочет. Мои раскачивающиеся на ветру веревки мешают Славе. У него начинает расплескиваться вода. Тут сразу понимаешь, как действия одного зависят от действий другого. Сбой в работе с моей стороны мешает работе партнера.

Ребята меня успокаивают: "Людмила, вы поймите, по технике безопасности сегодня из-за сильного ветра даже нам нельзя подниматься. А новичку  - тем более".

А в это время Слава там, наверху, быстро, споро и один заканчивал отмывание очередного окна. Обидно, но мне, как члену бригады, остается только снова подняться на крышу, помочь снять крепежные веревки и закрыть чердак.

Ребята торопятся: весна, заказов много. Их приглашают большие и малые компании, магазины, офисные центры. Сейчас, в пик сезона, мойщики окон работают без выходных. Только мне их работа уже не кажется легкой. Часами мыть окна, повиснув на уровне 13-го этажа, дано не каждому.

Даже имея лицензию и опыт высотных работ, ребята рискуют. Так, не от них зависит надежность крепления на крышах, качество окон, которые,  случалось, от легкого нажатия вваливались внутрь здания. К тому же специалисты "по мойке недоступных стеклянных поверхностей" не застрахованы от поведения прохожих: ребят не раз принимали за форточников. Но риск есть в любой профессии...