Ситуация на шахте "Красная шапочка" в Североуральске приобретает взрывоопасный характер. Четыре из пяти шахт СУБРа начали работать, и теперь горняки не могут найти понимания не только с администрацией, но и между собой.
Голодающие шахтеры не согласны с тем, что комиссия, созданная после их недавней девятидневной забастовки, до сих пор не решила вопрос о повышении им зарплаты. Они требуют созвать общее собрание трудового коллектива СУБРа и утвердить их ранее выдвинутые требования в виде всеобщих. Но большинство предпочло работать.
Напомним: бастовавшие с 26 марта по 4 апреля под землей шахтеры "Красной шапочки" выдвинули в качестве основных два требования к администрации: повысить им заработную плату на 50 процентов и отменить "плановые субботы". Выйти на поверхность они согласились только после того, как была создана комиссия по разрешению спорных вопросов, и им выдали гарантию неприменения карательных мер за проведенную протестную акцию.
Администрация рудника пошла на переговорный процесс с горняками в составе согласительной комиссии, но подала иск в Свердловский областной суд, требуя признать саму акцию забастовщиков незаконной. Первая предварительная встреча сторон в суде не состоялась из-за того, что лидер независимого профсоюза горняков СУБРа Валерий Золотарев не явился к судье, а без него полномочия горняков считались полностью не представленными. Со второй попытки удалось назначить судебное рассмотрение по существу на 22 апреля, но горняки не захотели ждать этой даты. Они категорически требуют увеличения средней заработной платы с 17 тысяч рублей минимум до 30, и не видят, чтобы согласительная комиссия хоть немного сдвинулась в решении этой проблемы.
Между тем, по словам председателя Федерации профсоюзов Свердловской области Андрея Ветлужских, убытки СУБРа за то время, пока под землей бастовали 96 горняков и все пять шахт были остановлены, составили более 60 миллионов рублей. Первый заместитель председателя областного правительства Михаил Максимов долго беседовал с бастующими. Он согласился, что в требованиях шахтеров есть логика, но заметил, что вопросы надо все-таки решать конструктивными и законными методами - за столом переговоров.
Заместитель прокурора области Олег Любимов, тоже выезжавший в Североуральск, предварительно итоги своей проверки озвучил так: в действиях администрации СУБРа нарушений трудового договора нет.
В то же время начальник отдела труда и заработной платы
СУБРа Сергей Монстаков официально заявил, что некорректно ставить вопрос о невысокой зарплате шахтеров "Красной шапочки". Там не был выполнен месячный план по выработке руды. Из 20 положенных смен горняки отработали только 17 и поэтому не получили премий.
- Зарплата проходчика "Красной шапочки" в среднем могла бы составить около 30 тысяч рублей, взрывника - 25 тысяч, - говорит Сергей Монстаков. - Там, где план выполнен, зарплата в среднем такой и оказалась. Она с учетом премий за безаварийную работу и дополнительного вознаграждения по общим результатам даже выше - до 36 тысяч рублей.
Что касается планов повышения зарплаты шахтеров, Сергей Монстаков утверждает, что в соответствии с коллективным договором она должна вырасти в 2008 году на десять процентов по сравнению с прошлым годом. Индексацию зарплат на предприятии планировали с 1 апреля. Но как теперь будет развиваться финансовая ситуация, сказать сложно.
Владельцы компании "Русал", в которую входит Североуральский бокситовый рудник, утверждают, что готовы рассматривать вопрос повышения зарплаты шахтеров в рамках нового коллективного договора на 2009-2010 годы. Однако новая акция протеста, как сказал "РГ" представитель "Русал" в Североуральске Роман Лукичев, сводит на нет все усилия переговорщиков.
Голодающие сейчас 74 горняка разместились в административном здании "Красной шапочки" и с воскресенья отказываются принимать пищу. К ним примкнули еще несколько человек из других подразделений и шахт рудника. С мятежниками пытаются наладить диалог представители администрации рудника, власти города и Федерация профсоюзов области. Однако пока прогресса в переговорах достичь не удалось.