16.04.2008 00:00
    Поделиться

    Киевский театр русской драмы приехал с гастролями в Москву

    Значение этих гастролей прекрасно было сформулировано на встрече, устроенной в честь Киевского театра в Роскультуре.

    Михаил Швыдкой, принимая творческую группу во главе с художественным руководителем Михаилом Резниковичем, особенно подчеркнул, что этот старейший на Украине русский театр (он существует более ста лет) связывают с Россией глубокие узы. В его недрах родилось такое уникальное явление как сценография Давида Боровского, актерский талант Кирилла Лаврова и многих других выдающихся актеров, а сегодня театр им. Леси Украинки остается важнейшим центром русской культуры за рубежом.

    Уже второй год подряд в Киев приезжают театральные педагоги экстра-класса по сценической речи. Михаил Резникович, правда, полагает, что и здесь есть проблемы, что количества часов не хватает, и такие мастер-классы нужно давать не реже одного раза в месяц. Кроме того, нужны педагоги по движению, другие специалисты. Ведь на сегодняшний день Киев остается единственным городом СНГ, где в театральном институте существует актерский курс на русском языке. Не хватает и потока ярких современных спектаклей из России. Финансовые трудности сковывают культурное общение. Именно потому впервые за долгие годы театр им. Леси Украинки с таким большим репертуаром приехал в российскую столицу. Но горячий прием переполненного зала свидетельствует и о качестве театра, и об интересе, который он вызывает у московской публики.

    У этих гастролей, открывшихся на сцене Малого театра пьесой Михаила Булгакова "Дон Кихот", есть и особый - мемориальный - аспект. Они посвящены творчеству выдающегося сценографа Давида Боровского, который начинал в этом театре в 60-е годы, и за сорок лет совместной работы осуществил с Михаилом Резниковичем 17 совместных проектов в театрах Киева, Москвы и Петербурга. Все спектакли, привезенные на гастроли в Москву, оформлены им.

    Кроме "Дон Кихота" в постановке Михаила Резниковича - это "Бабье лето" Менчелла (режиссер Григорий Зискин), "Наполеон и корсиканка" и "Насмешливое мое счастье" (режиссер Михаил Резникович).

    История сценографии в еще одном гастрольном спектакле - "Деревья умирают стоя" Касоны - заслуживает отдельного рассказа. В программке к спектаклю, поставленному Ириной Барковской, художниками значатся Леонид Варпаховский и Николай Духновский. Имя первого - ученика Мейерхольда и блистательного режиссера - прочно связано с театром им. Леси Украинки. Поставив этот спектакль в 1956 году, на режиссерском экземпляре пьесы он написал: "Работу посвящаю памяти Мейерхольда", а основным элементом сценографии выбрал бамбук, тот самый, которым был оформлен и легендарный мейерхольдовский "Учитель Бубус". Помогая в художественном решении новой постановки, Давид Боровский предложил вернуться к старой идее своего учителя, уроки которого стали для него определяющими, и закольцевал сценическое пространство бамбуковым полузанавесом. Он колышется, тревожно проницаемый для внешнего мира, но и несет в себе волшебство, тайну, создавая лаконичный, но объемный образ спектакля. В нем, конечно, лидирует блистательная киевская актриса Валерия Заклунная, заставляя публику Малого театра трепетать от самых сильных переживаний и вспоминать времена театра великих корифеев. Мощь, сила, темперамент, художественная воля и изысканный вкус отличают эту удивительную актрису в роли Бабушки. Но и ее партнер Юрий Мажуга, и молодые актеры - Елена Нещерет и Кирилл Кашликов создают ей красивую и достойную компанию.

    Гастроли Киевского театра русской драмы им. Леси Украинки на сцене Малого театра продлятся до 20 апреля.

    Поделиться