Авиабилеты могут подорожать до 15 процентов, сообщили вчера некоторые СМИ. И объяснили это тем, что Федеральная служба по тарифам (ФСТ) приняла решение в среднем на треть увеличить предельные ставки сборов на все "наземные" услуги, которые оказывают московские аэропорты - Шереметьево, Домодедово и Внуково.
Как пояснили "РГ" в пресс-службе ФСТ, решение вступит в силу после регистрации документа в минюсте и официального опубликования в "РГ", то есть не раньше чем через месяц. Видимо, тогда и следует ожидать повышения цен на авиабилеты. Однако, по мнению опрошенных "РГ" ведущих отечественных авиакомпаний, цены хоть и вырастут, но незначительно. За безопасное состояние взлетно-посадочных полос, регистрацию авиарейсов без очередей, чистые туалеты, наличие курительных комнат с вентиляцией, буфетов и ресторанов, словом, за растущий комфорт и сервис в российских аэропортах "доплачивать", конечно, придется. Но в меру. К примеру, пояснили собеседники "РГ", если авиабилет до Новосибирска стоит около 9 тысяч рублей, то доля сборов аэропортов за наземные услуги в этом билете составляет в среднем 13 процентов.
Таким образом, увеличение сборов на треть увеличит стоимость билета на 450 рублей, то есть до 9450 рублей.
"Это не такая значительная сумма по сравнению со стоимостью топлива, которое формирует цену авиабилета примерно на 45 процентов", - добавили эксперты "РГ". При этом они напомнили прошлогодний декабрь, когда керосин для авиакомпаний в одночасье подорожал на 28 процентов. И именно это сильно ударило по кошелькам авиапассажиров.
Кстати, по словам руководителя пресс-службы аэропорта Шереметьево Анны Захаренковой, не факт, что в итоге руководство аэропортов поднимет плату именно на треть. "Речь идет о том, что ФСТ установила предельную ставку тарифов. Это означает, что выше этой планки аэропорты не могут поднимать цены. А ниже - могут. "К примеру, в Шереметьеве увеличение тарифов для российских эксплуатантов произошло в среднем на 20,8 процента. Тарифы для иностранных эксплуатантов установлены в рублях по курсу 24,1 руб. за доллар США. Этот курс взят из прогноза минэкономразвития на 2008 год", - сообщила Захаренкова.
Между тем представители многих авиакомпаний недоумевают, чем мотивировано решение Федеральной службы по тарифам о повышении предельного уровня сборов тремя крупнейшими аэропортами на самом популярном направлении страны? В условиях растущих объемов перевозок, увеличения количества полетов и соответственно рентабельности аэропортовых хозяйств, цены на их услуги, по идее, должны снижаться. Как пояснил "РГ" сотрудник ФСТ Олег Попов, основной аргумент дирекций аэропортов - увеличивающиеся в условиях роста тарифов естественных монополий расходы аэропортов, а также их многомиллиардные инвестиции в реконструкцию.
По закону, напомнил Попов, ФСТ вправе 2 раза в год пересматривать по заявкам аэропортов тарифы на их услуги на основании экономически обоснованных расчетов. Но, как правило, делается это раз в год. Кстати, пересмотр и повышение предельных тарифов за услуги аэропортов происходит сегодня по России. В этом году правление ФСТ увеличило тарифы более десятка региональных и местных аэропортов страны, в том числе аэропортов Тикси, Казань, Волгоград. Тарифы же на услуги московских аэропортов не пересматривались больше года. А последнее крупное повышение ставок произошло в апреле 2005 года. Напомним, тогда ФСТ утвердила ставку сбора за безопасность для российских авиакомпаний в размере 66,8 рубля за одну тонну максимальной взлетной массы. Повышение составило 80 процентов. При этом аэропорты оценили его недостаточным. В среднем себестоимость затрат на авиабезопасность составляла тогда для московских аэропортов около 100 рублей за тонну. Сегодня, три года спустя, тариф за авиационную безопасность установлен на уровне 120 рублей за тонну.
Справка "РГ"
Новые предельные тарифы для аэропортов Шереметьево, Домодедово, Внуково. Взлет и посадка - 144 рубля за тонну максимальной взлетной массы. Авиационная безопасность - 120 рублей за тонну. Пользование аэровокзалом - 41 рубль за пассажира. Обслуживание одного пассажира - 118 рублей.