Из "большого прилавка", торгующего импортными лекарствами, Россия должна превратиться в страну-разработчика и производителя новейших оригинальных препаратов. Такая амбициозная задача обсуждалась на совещании в минпромэнерго, посвященном стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 года. При этом прибыльность мировой фарминдустрии вполне сравнима с нефтяным бизнесом.
Сейчас, напомним, в России производится лишь пятая часть необходимых лекарств. А на закупку заграничных пилюль только по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) государство затратило в прошлом году 40 миллиардов рублей.
Как пояснил директор департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий минпромэнерго Сергей Цыб, документ предусматривает создание особой схемы финансирования разработок новых оригинальных лекарств. Авторы документа, в частности, не исключают, что на начальном этапе государство за свой счет будет приобретать за рубежом дорогостоящие патенты на производство отдельных новейших лекарств, чтобы организовать их массовое производство на территории России. Эти вливания, по словам Цыба, понадобятся для того, чтобы "запустить" инновационный цикл развития отрасли. А дальше предприятия уже самостоятельно смогут создавать собственные отечественные лекарственные препараты. Правда, каким образом, не рассказал. "Запустить" же отрасль чиновники рассчитывают с помощью "неких специализированных структур", в том числе на основе частно-государственного партнерства. Этим пока не названным "структурам" и предстоит заниматься приобретением дорогостоящих патентов, лицензий и размещением "соответствующих производств на территории России".
Пока амбициозное будущее фармацевтической отрасли рисуется чиновниками весьма схематично. Однако участников рынка уже волнует, каким образом все это будет воплощаться в жизнь, ведь дьявол, как известно, кроется в деталях. Как заметил один из экспертов "РГ", если не будет реально прозрачной процедуры, предусматривающей возможность участия заинтересованных групп в разработке стратегии, то возникнет опасность того, что будут созданы документы под узковедомственный заказ, например создание фармацевтического госхолдинга - идеи не новой, но дружно отвергаемой практически всеми операторами рынка.
По следам совещания в минпромэнерго будущее фармацевтической отрасли обсудили в Аналитическом центре при правительстве РФ. По словам одного из участников дискуссии, зампредседателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергея Колесникова, сегодня разработкой стратегии помимо минпромэнерго и минздравсоцразвития занимаются и "другие группы" - как государственные, так научные и общественные. Среди них - минэкономразвития, Высшая школа экономики, Комитет Госдумы по охране здоровья, профильный комитет партии "Единая Россия". Но работа эта, по мнению Колесникова, "идет разобщенно".
Осложняет дело, считает он, и то, что одновременно три министерства разрабатывают каждый свой документ: минздравсоцразвития - концепцию здравоохранения, минпромэнерго - стратегию фармпромышленности и минэкономразвития - концепцию социально-экономического развития страны до 2020 года. По словам Колесникова, чтобы фармацевтическая отрасль получила действительно эффективную стратегию развития, межведомственные подходы необходимо "сшивать" едиными общими процедурами, независимыми экспертизами. А для этого необходим независимый координационный центр. Им вполне могла бы стать созданная в апреле Межведомственная комиссия по развитию медицинской и фармацевтической индустрии. Одним из ее сопредседателей стал руководитель Аналитического центра при правительстве РФ Андрей Зверев.
"Ее конструкция нацелена на то, чтобы избежать "перетягивания одеяла". И не допустить "выпадения" из процесса обсуждения и разработки, а главное, реализации стратегии, целых групп заинтересованных участников, будь то общества инвалидов, врачей, ассоциации предпринимателей", - пояснил "РГ" Зверев.
То, что стратегию фармпромышленности уже обсуждают в минпромэнерго и минздравсоцразвития, на других площадках, добавил директор АНО "Центр развития межсекторальных программ" Андрей Мурдасов, только подтверждает необходимость наладить эффективное взаимодействие, которое в рамках Межведомственной комиссии не отвергается, а будет использовано для организации широкого диалога государства с бизнесом и общественными организациями.
Что касается минпромэнерго, то пока эту инициативу там обсуждать не готовы.
Напомним, что стратегию развития российской фармацевтической промышленности до 2020 года правительство поручило минпромэнерго и минздравсоцразвития подготовить в предельно сжатые сроки. Цель - обеспечить стране лекарственную безопасность. Сегодня, по данным минпромэнерго, 80 процентов лекарств, в том числе жизненно важных антибиотиков, инсулинов, противоопухолевых средств, ввозятся из-за рубежа. Еще немного - и страна может полностью сесть на импортную "иглу". При этом потенциал фарминдустрии огромен. Это одна из самых высокотехнологичных и наукоемких отраслей, производство лекарств приносит на мировых рынках суперприбыли наравне с продажей нефти. Таким образом, в России отрасль сможет стать одним из локомотивов инновационного поворота экономики. В долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года уже обозначена примерная цена вопроса. За двенадцать лет планируется расходовать на здравоохранение 7 процентов ВВП, из них - 2 процента, то есть сотни миллиардов рублей, направлять в фарминдустрию. Однако как разумно потратить эти деньги, еще предстоит решить.