17.04.2008 02:00
    Поделиться

    "РГ" советует: Как не стать жертвой лотерей и призовых розыгрышей

    Как не стать жертвой стимулирующей лотереи

    Подарок при покупке является одним из методов стимулирования продаж в торговле. Однако даже у добросовестных продавцов стоимость подарка включена в цену основного товара. Механизмов же отслеживания честности розыгрыша при продаже товаров в нашей стране нет.

    Ни один из существующих государственных органов не отслеживает, был ли вообще хоть кому-то выплачен приз, как определялся победитель, как формировался призовой фонд. Подобные манипуляции не относятся к лотереям, которые подлежат государственной регистрации. Хотя и участникам официальных лотерей можно посоветовать все-таки попытаться копить, а не тратить деньги на азартные игры, где в итоге только один победитель - их организатор.

    В отдельных странах существует норма, в отношении компаний, использующих данную форму стимулирования продаж, - указывать вероятность выигрыша (например, ваш шанс получения главного приза составляет 1 к 1 000 000). Также есть запрет преподносить переход в очередной этап конкурса как уже состоявшийся факт выигрыша.

    Деятельность по проведению лотерей в России регулируется Федеральным законом "О лотереях" от 11.11.2003 г. Этот закон устанавливает определенные требования к организаторам лотереи и к процедурам ее проведения. Деятельность по проведению стимулирующих лотерей тоже попадает под действие закона.

    Наличие закона защищает граждан от явного обмана при проведении лотерей, но все же не может уберечь их от бесполезных трат. Почему-то большинство участников лотерей в фразе "розыгрыш призов" предпочитают видеть только вторую часть представления, а про то, что им предлагают поучаствовать в розыгрыше, забывают. А ведь именно это слово является определяющим, так как означает, что далеко не все участники лотереи станут обладателями призов.

    Безусловно, не все люди наивны и готовы поверить, что, не приложив усилий, можно получить приз от "доброго дядюшки". Но все равно жертвы находятся. Технология довольно простая: отправив солидно оформленные письма в сотни тысяч адресов, компания получает тысячи "победителей", расстающихся со своими деньгами. Обычный человек не может даже представить, насколько незащищенной является частная информация, которую используют компании, готовя вам персональное письмо. Защититься от продажи адреса сегодня практически невозможно.

    Похожую схему массовых рассылок используют и мошенники, которые не обещают награду в поисках "халявщиков", а предлагают работу на дому нуждающимся (инвалидам, пенсионерам, одиноким матерям). Чтобы честно заработать, нужно заключить договор и обязательно оплатить вступительный взнос или заказать пробную партию сырья для последующей обработки, а также пройти заочный или очный тренинг.

    Поводом для того, чтобы вы расстались с деньгами, может быть все что угодно, но все манипуляции направлены на получение денежного перевода. В качестве работы могут предложить вырезать этикетки для новой торговой марки чая или что-нибудь выращивать из "чудо-вещества".

    Заключив договор, отправив его вместе с деньгами организаторам бизнеса, получив и выполнив заказ, люди тщетно ждут зарплаты. Срок существования компании зависит исключительно от активности и жадности ее создателей, но не может быть длительным. Подобного рода действия могут попадать под уголовную ответственность, так как являются мошенническими. И если вы стали их жертвой, обращайтесь в милицию, но самая эффективная форма защиты своих прав - крайне настороженно относитесь к "письму счастья" от неизвестного вам отправителя.

     

    лохотрон

    "Поздравляем, вы выиграли приз!"

    Многие получали подобные письма, в которых сообщается, что именно вы стали победителем розыгрыша ценного приза, проводимого всемирно известной компанией, продающей журналы, книги, "чудо-товары", столь необходимые вам в жизни. Например, стельки для похудания или воротник от всех болезней.

    Не спешите радоваться и готовить место под подарок, не нужно покупать срочно гараж для выигранной иномарки или открывать счет в банке для того, чтобы получить денежный перевод. Увы, это самый обычный трюк, используемый компаниями для того, чтобы заставить вас расстаться с деньгами. Ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Но начнем по порядку.

    Сцена первая: убедительное письмо. Персональное обращение, красивый бланк, уникальный номер, печать и подпись генерального директора компании, фотография выигранного приза, сумма со многими нулями - все это заставляет человека подумать о том, что он стал победителем серьезного конкурса. Получить приз очень просто, вам нужно только... Далее возможны вариации: перечислить деньги за подписку на некий журнал, купить товары на определенную сумму, просто перечислить деньги за что-нибудь - и приз ваш. Ничего, что при внимательном рассмотрении окажется, что в письме отсутствует фактический адрес отправителя, подпись выполнена типографским способом, а продаваемые товары не столь уж дешевы или необходимы - все это сущие пустяки по сравнению с обещанной наградой.

    Сцена вторая: еще одно поздравление. Итак, выбор сделан - вы решили выполнить маленькое условие для получения большого приза и что-то купили, выбрав товар по прилагаемому каталогу. Если повезет и заказ доставят, то каково же будет ваше удивление, когда вместе с присланным товаром вы найдете еще одно поздравление с наградой вместо обещанной ранее и предложение еще что-то купить, чтоб уже наверняка гарантировать награду. Так может продолжаться до бесконечности.

    Сцена третья, финальная. Поняв, что приза не будет и внимательно рассмотрев то, на что были потрачены деньги, вы начинаете добиваться от организатора розыгрыша, когда же будет выполнено обещание отдать вам приз. Этот процесс столь же бесполезный, как и продаваемые вместе с розыгрышем товары. Отправленные претензии на абонентский ящик будут оставаться без ответа, телефонистки перестанут с вами разговаривать, а бланк на получение выигрыша так и останется пустой бумагой.

    передовые технологии

    Еще один способ "отъема денег у населения" - организация различных SMS-игр и конкурсов.

    Например, вам предлагают принять участие в SMS-викторине. Всего лишь требуется отправить SMS-сообщение о своем согласии, и вам придут вопросы викторины. Естественно, сообщение платное.

    Дальше человек начинает судорожно отвечать на вопросы (которые, как правило, особой сложности не представляют). Ответив на 30-40 вопросов, игрок наконец делает ошибку и "вылетает" из претендентов на приз. При этом на момент начала игры никто не знает, сколько всего вопросов будет задано и действительно ли ответ на 40-й вопрос оказался неверным.

    Вычислить организатора лотереи обычный человек тоже не в состоянии. Для этого надо найти договор с сотовой компанией, а без запроса суда или прокуратуры ни один сотовый оператор такую информацию не предоставит. Кроме того, надо понимать, что в отличие от участников лотереи участники этих игр вообще никак не защищены законом. В соответствии со статьей 1062 Гражданского кодекса РФ требования граждан, связанные с организацией игр и пари или участием в них, не подлежат судебной защите. Поэтому лучше держаться от подобных мероприятий подальше.

    Что же касается прочих розыгрышей, то в некоторых случаях можно воспользоваться статьями 1055 и 1056 главы 56 Гражданского кодекса "Публичное обещание награды", где в частности говорится: "Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды... обязано выплатить обещанную награду..." Однако эти статьи к лотереям применимы лишь тогда, когда человек уже признан победителем и ему не выдают выигрыш. Когда же мы говорим о стимулирующей лотерее, то здесь критерии выбора победителя определены очень размыто, и проверить его объективность почти невозможно.

    обратная связь

    Потребительский ликбез провел председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

    Свои вопросы вы можете задавать каждую пятницу с 12.00 до 14.00 по телефону: (499) 257-59-72,

    присылать по почте на адрес редакции или по электронной почте: smola@rg.ru

    Поделиться