Вчера поздно вечером самолет российского президента приземлился в Триполи. В истории двусторонних отношений это первый визит руководителя Российского государства в ливийскую Джамахирию.
Одной из ключевых тем переговоров на высшем российско-ливийском уровне станет принятие практических мер по выводу всего комплекса двусторонних связей на качественно новый уровень. Приоритетными областями сотрудничества с Ливией считается ТЭК, ядерная энергетика, инфраструктура.
Ливия владеет крупнейшими запасами нефти в Африке, занимая при этом второе место по объему добычи после Нигерии. За последние несколько лет правительство страны выдало более 50 разрешений на поисково-разведочные работы более чем 40 компаниям. В частности, в декабре прошлого года право на разведку и добычу газа на трех блоках в Ливии общей площадью 3,936 тысячи квадратных километров в районе Гадамеса получил "Газпром". В феврале этого года ливийская национальная нефтегазовая компания National Oil Corporation подписала с "Газпромом" соглашение о разделе продукции по сухопутному участку N 64 в нефтегазоносном бассейне Гадамес. В рамках второго открытого тендера в октябре 2005 года ОАО "Татнефть" также получило концессию на разработку нефтяного блока в районе Гадамес, а в декабре 2006 года выиграло право на еще три нефтяных блока в бассейнах Гадамес и Сирт.
ОАО "Стройтрансгаз" в числе приоритетных проектов рассматривает создание газораспределительной сети на побережье Средиземного моря, модернизацию газового завода Хотейба, обустройство месторождений Римал и Бу-Аттифель. Другая компания - ОАО "Российские железные дороги" - ведет переговоры о сооружении железнодорожной магистрали Сирт-Бенгази.
По линии ОАО "ВО "Технопромэкспорт" прорабатываются подряды на сооружение ЛЭП и семи подстанций общей стоимостью до 700 миллионов долларов. По сведениям "РГ", в настоящее время создаются правовые основы широкомасштабного сотрудничества и уточняются возможные совместные проекты.
В ходе визита Владимира Путина в Ливию президента сопровождают более десятка ведущих представителей российских деловых кругов. Среди них председатель правления ОАО "Газ пром" Алексей Миллер, президент ОАО "ЛУКОЙЛ" Вагит Алекперов, генеральный директор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин, президент ОАО "Стройтрансгаз" Виктор Лоренц, председатель правления ОАО "НК "ИТЕРА" Владимир Макеев, гендиректор ОАО "ВО "Технопромэкспорт" Сергей Моложавый, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, генеральный директор ОАО "Татнефть" Шафагат Тахаутдинов и другие.
Приехавший в Триполи вместе с президентом вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин на фоне радужных бизнес-перспектив вспомнил о долге этого африканского государства. А он составляет 4,6 миллиарда долларов - такую сумму ливийцы долго не хотели признавать. Министр выразил надежду, что у России и Ливии есть реальный шанс урегулировать проблемы задолженности в ходе визита президента Путина.
Тем временем в резиденции Муамара Каддафи "Азизия" прошла официальная церемония встречи Владимира Путина. Лидер ливийской революции за несколько минут до приезда Путина в резиденцию подъехал к месту встречи на гольфкаре. Каддафи встретил Путина, и они прошли на подиум, установленный на фоне дома, который в 1986 году подвергся американской бомбардировке. По официальной версии, во время авианалета там погибла шестимесячная приемная дочь Каддафи. Перед фасадом здания установлен памятник в виде руки, сжимающей самолет американских ВВС, официально носящий название "Мемориал варварской империалистической агрессии". После исполнения гимнов двух стран Путин и Каддафи прошествовали вдоль строя почетного караула и представили друг другу делегации двух стран. Каддафи пригласил российского президента в разрушенный бомбардировкой дом, где в книге для почетных гостей Путин оставил надпись: "Отдаю дань павшим жертвам, скорблю вместе с вами". Как только церемония подошла к концу, лидеры России и Ливии отправились на переговоры в узком составе, которые традиционно проходят в бедуинской палатке, установленной на территории резиденции "Азизия".
Своевременным назвал визит Владимира Путина Каддафи. "Да, действительно мы давно его готовили, - не мог не согласиться российский президент. - И вы давно не были в России".
"Это тоже своевременное предложение", - откланялся ливийский лидер.