17.04.2008 01:01
    Поделиться

    Владимир Матис: Уравниловки в оплате учительского труда больше не будет

    Уравниловки в оплате учительского труда больше не будет

    В Алтайском крае началась реализация пилотного проекта модернизации образования, призванного существенно повысить его качество.

    У педагогов, родителей, общественности возникло много вопросов. Главные из них мы адресовали ректору Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования Владимиру Матису. Ведь именно на АКИПКРО возложена важнейшая задача подготовки команд школ для осуществления предстоящих реформ.

    Деньги "пойдут" за детьми

    Российская газета: Владимир Иванович, в чем суть проекта? Повысить наконец-то заработную плату учителям?

    Владимир Матис: Это не совсем так. Проект модернизации образования в Алтайском крае ставит своей главной целью повышение качества образования, получаемого в рамках общеобразовательных учреждений, и формирование способности выпускников к социализации в постоянно меняющемся мире. Современные реалии таковы, что даже доктору наук сегодня недостаточно полученных им знаний, чтобы преуспевать в течение всей жизни. Чтобы быть успешным, ему надо постоянно повышать квалификацию. Вот почему и встал ребром вопрос о новом качестве образования. Нужно научить человека самостоятельно получать необходимые ему знания.

    Хотя зарплата действительно будет повышена. В ближайшие два года ее базовая часть (именно базовая!) повысится на 55 процентов - на это уже поступают деньги из федерального бюджета. А стимулирующая часть зарплаты составит до 40 процентов от базовой. Но не это главное. Новая система оплаты труда и подушевое финансирование учебных заведений должны нас подвести к такой ситуации, когда деньги будут "ходить" за ребенком. Если вы плохо работаете и дети от вас уходят в соседнюю школу, значит она будет жить лучше вашей! Соответственно, и учителя там будут больше получать.

    Еще одно важное направление в процессе модернизации - реструктуризация муниципальной образовательной сети. Многие сводят ее к теме закрытия ряда школ. Но в Барнауле закрыта всего одна школа, и в Бийске тоже. Располагались они в зданиях, не отвечавших современным требованиям, и перспектив никаких не имели. Реструктуризация сети предполагает, прежде всего, обеспечение детям современного качественного образования при оптимальном расходовании средств. Причем, заметьте, насколько демократично к вопросу о закрытии неперспективных школ в деревне подходит центр - решаться этот вопрос будет на сельском сходе!

    РГ: Проект предполагает расширение общественного участия в управлении образованием. Но ведь это уже было…

    Матис: Конечно! И родительскую общественность привлекали, и попечительские советы создавали. Вспомните, как раньше производственные коллективы брали шефство над школами. Но ведь все взаимодействие школы с общественностью сводилось к одному - к просьбам помочь отремонтировать крышу, котельную, автобус, купить музыкальный центр…

    Пришло время перемен в этой схеме сотрудничества. Школа должна стать инициативной, самостоятельной.

    Государственно-общественный характер управления отечественным образованием получил развитие в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Школе предстоит научиться привлекать к сотрудничеству родителей, работодателей, заинтересованных в новом качестве образования, педагогов, общественность и самих учащихся. Такое сообщество - разновозрастное, разноуровневое - поможет взглянуть на школу более объективно, нежели это сделают только одни учителя.

    Чтобы преодолеть существующее отчуждение школы от общества, нужно дать возможность всем участникам образовательного процесса принимать реальные решения, которые привязаны к школьной жизни и способны повлиять на ситуацию. Для этого и предлагается создать систему управляющих советов общеобразовательных учреждений.

    Хватит равняться на середняков!

    РГ: Какие риски вы видите в реализации проекта?

    Матис: Надо отдавать себе отчет в том, что за большие деньги, которые государство намерено вложить в реализацию проекта, будет и большой спрос.

    Прежде всего, необходимо избежать уравниловки в оплате учительского труда. Если выдать всем сестрам по серьге, ничего не изменится. Поощрять нужно только тех, кто горит на работе, внедряет инновационные методы, работает на престиж школы - пусть они получают по 25-27 тысяч рублей. Остальные пусть тянутся за новаторами. Хватит равняться на середнячков. Предлагаемая схема разработана так, что двери для тех, кто хочет трудиться и участвовать в жизни школы, всегда открыты. Иначе мы не сможем привлечь в школы талантливую молодежь. Обратите внимание, какой парадокс получается: если верить статистике, край на три раза обеспечен педагогическими кадрами, но что мы имеем на самом деле? Даже в крупных городах есть школы, где не хватает предметников. Низкая заработная плата, бытовая неустроенность, сужение спектра социальных льгот - все это не способствует престижу учительской профессии. Какой парень - выпускник вуза или колледжа пойдет работать в сельскую школу на зарплату в 2700 рублей?

    Другой риск - нельзя допустить, чтобы на местах идея реструктуризации превратилась в идею закрытия школ. Ах, вы не справляетесь с задачами - ну тогда мы вас закрываем! К сожалению, у нас не учат "на директоров", "на завучей". Поэтому с 1 апреля 2008 года в нашем институте началась работа по повышению квалификации и переподготовке всех без исключения директоров школ нашего края, а затем и школьных команд, от которых в большей степени зависит успех начатого дела. После этого появится моральное право спросить с них со всей строгостью за работу, за реализацию проекта модернизации. Ведь как зачастую получается: есть хороший предметник, на работе и в быту к нему претензий нет - а давайте его назначим директором! Но у него для этого нет ни специальных знаний, ни навыков - и человек теряется на новом месте… Наши курсы должны максимально погрузить руководителей школ в этот проект.

    Еще один риск я вижу в возможности непрофессионального подхода в расширении общественного участия в управлении школой. В этом случае учебным заведением будет руководить управляющий совет, а не директор школы. Это недопустимо!

    Реформа снизу

    РГ: Кстати, управляющий совет и попечительский - это не одно и то же?

    Матис: Нет. Попечительский совет создается и функционирует рядом (вне) школы или нескольких школ как отдельное юридическое лицо со своим отдельным уставом. Решения такого совета носят рекомендательный характер. Попечительские советы имеют право только на консультационную, методическую и другие виды поддержки школы.

    А управляющий совет создается и функционирует внутри одной конкретной школы, которая сама является юридическим лицом.

    Совет, например, утверждает режим занятий обучающихся; программу развития общеобразовательного учреждения; введение (отмену) единой формы одежды для обучающихся в период занятий (школьной формы); положение общеобразовательного учреждения о порядке и условиях распределения стимулирующих выплат работникам общеобразовательного учреждения.

    По сути, управляющий совет - это элемент гражданского общества. Именно он будет осуществлять общественный контроль за тем же ЕГЭ, за экзаменами, за участием школы в различных мероприятиях.

    РГ: А сама-то педагогическая общественность готова к такой серьезной реформе?

    Матис: Все новое всегда поначалу воспринимается с трудом. На первых беседах с руководителями муниципальных образований, директорами школ, педагогами в ноябре - декабре прошлого года чувствовались определенная настороженность и боязнь. Сейчас уже наблюдается положительная динамика. Тут многое будет зависеть от информированности не только педагогов, но и общественности, от того, насколько нам помогут СМИ.

    Уникальность этой реформы заключается в том, что она должна идти снизу. Центр дает деньги и ставит задачу, а на периферии должны решить, как максимально эффективно ими распорядиться. Ведь у каждой школы есть масса присущих только ей нюансов. И мы получили уже немало интересных предложений с мест.

    Поделиться