На последних выборах в Алтайском крае у ряда кандидатов обнаружилось двойное гражданство

На днях в Белокурихе завершилось совещание руководителей территориальных органов Федеральной миграционной службы в Сибирском федеральном округе, на котором обсуждались проблемы неточностей в списках избирателей и проверки граждан на двойное гражданство.

Именно эти две проблемы, как сообщил председатель краевой избирательной комиссии Сергей Сытых, выявились в ходе прошедших в декабре 2007 года выборов в Госдуму РФ и выборов президента России в марте 2008 года.

Алтайский край стал своеобразной моделью, на которой руководство ФМС России и ее региональных управлений в СФО отрабатывало решения наиболее острых миграционных вопросов.

Нужный регистр

Проведение выборов невозможно без подготовки качественного списка избирателей, проживающих в регионе. Этот список создается из регистра, который в крайизбиркоме обновляют каждый день, внося в него произошедшие изменения. Естественно, что без информации миграционной службы здесь не обойтись.

- Еще два, два с половиной года назад проблем было очень много, - пояснил Сергей Сытых корреспонденту "РГ". - Миграционная служба в крае только начинала работать, и наследство ей досталось тяжелое. Не было нормального учета избирателей, техническое обеспечение оказалось на самом низком уровне. Поэтому в 2006 году в нашем регистре были более полные данные об избирателях, нежели в ФМС. Сейчас, конечно, ситуация изменилась - миграционная служба располагает самыми оперативными сведениями, которые передает нам для корректировки регистра.

Качество же регистра выясняется в ходе выборов, когда своеобразным показателем становится объем дополнительного списка избирателей. По дополнительному голосуют те граждане, чьи фамилии по каким-то причинам не попали в основной список. Точным регистр считается тогда, когда дополнительный список не превышает 0,5 процента от общего числа избирателей в регионе.

На декабрьских выборах в Государственную Думу РФ в дополнительных списках избирателей в Алтайском крае оказались 25 662 человека - то есть 2,2 процента. В некоторых районах края, например в Алтайском районе, число "неучтенных" избирателей превысило три процента.

По словам начальника краевого управления ФМС Павла Лёвина, на фоне других регионов Сибирского федерального округа "думские" показатели Алтайского края были неплохими, ведь процент избирателей в дополнительных списках в среднем по СФО составил 2,8 процента.

- Однако, если сравнивать с планкой в 0,5 процента, за которую заходить не рекомендуется, наши показатели оставляли желать лучшего, - отметил Лёвин. - Поэтому мы за три месяца, остававшихся до следующих выборов, совместно с крайизбиркомом, органами местного самоуправления, органами внутренних дел, отделами ЗАГС, военкоматами, ЖЭУ, ТСЖ, ЖСК провели огромную работу по уточнению регистра избирателей. В результате на мартовских выборах в дополнительных списках избирателей оказались всего 7056 человек, что составило 0,35 процента от общего числа избирателей.

Чтобы не делать подобную работу в авральном режиме, председатель крайизбиркома Сергей Сытых предложил ФМС наладить систему автоматизированного внесения сведений в регистр избирателей.

- Сейчас мы получаем из миграционной службы данные на бумажных носителях и затем вносим их в регистр, - пояснил глава КИК. - Для этого мы сегодня держим 79 системных администраторов: в каждом городе и районе - по одному специалисту. А ведь есть районы, где зарегистрировано до 130 тысяч избирателей. За месяц приходится вносить до пяти тысяч изменений, которые произошли в паспортах граждан. Хотя сотрудники ФМС могли бы автоматически, делая изменения в своей базе данных, вносить их и в регистр избирателей в системе ГАС "Выборы". Это упростило бы работу и ускорило изменение регистра.

Тест на гражданство

Председатель крайизбиркома обратился к руководству ФМС с еще одним предложением по проблеме, которая сегодня актуальна для всех регионов не только Сибирского федерального округа, но и России.

В законодательстве недавно появилось требование, которое не допускает участия в качестве кандидатов в выборах в органы власти всех уровней граждан, имеющих кроме российского еще и гражданство другой страны. Однако, по словам Сергея Сытых, сегодня эта норма практически не работает. В марте в регионе более 250 кандидатов баллотировались в депутаты краевого Законодательного собрания, и по каждому из них нужно было уточнить информацию о возможном двойном или множественном гражданстве.

- Но эти данные практически нигде невозможно получить, - посетовал глава КИК. - Ими не располагают ни ФМС, ни МИД. Мы в ходе мартовских выборов выявили три случая двойного гражданства, но совершенно случайно. Один кандидат с двойным гражданством баллотировался в органы местного самоуправления и двое - в КЗС. Яркий пример - Армен Шагинян, который в декабре был снят с выборов в Госдуму РФ за двойное гражданство. Но в марте, баллотируясь в краевое Заксобрание, он принес нам документ, что у него нет гражданства Армении.

По словам Павла Лёвина, это проблема сегодня общефедеральная, поскольку единой базы по иностранному гражданству в России нет.

- Решение этого вопроса требует законодательного регулирования на межведомственном уровне между Федеральной миграционной службой и министерством иностранных дел. Все наши предложения были переданы замдиректора ФМС России Анатолию Кузнецову, который участвовал в работе совещания.