16.04.2008 23:15
    Поделиться

    Спортивная закалка помогла воронежской спортсменке найти место в жизни после тяжелой травмы

    Прикованная к постели спортсменка не сдалась и нашла себя в преподавании

    Первой в СССР чемпионке мира по прыжкам на батуте, трехкратной чемпионке Европы и трехкратной чемпионке Советского Союза, Светлане Левиной исполнилось пятьдесят лет.

    На юбилей пришло столько людей, что ее двухкомнатная квартира в тихом центре Воронежа с трудом вместила всех гостей. Чемпионка встречает корреспондента "РГ" со словами:

    - Собралось больше сорока человек. Это так здорово! Человек, оказавшись в таком положении - я ведь совершенно беспомощна, - бывает ограничен в друзьях. А у меня такого нет. Удивительно, когда у тебя столько людей есть!

    В 1976 году Светлана Левина завоевала три золотые медали (индивидуальные, синхронные прыжки и командный зачет) на чемпионате мира по прыжкам на батуте. После этого спортсменка собиралась завершать спортивную карьеру, ей хотелось работать переводчиком и психологом в сборной...

    Но 10 марта 1977 года на тренировке Света получила серьезную травму. В результате 19-летняя спортсменка оказалась прикованной к постели. Но это не сломило дух Левиной, не поколебало ее тяги к жизни.

    В 1985 году она закончила факультет иностранных языков пединститута. Теперь Светлана Левина преподает английский язык на дому. Весь день педагога расписан по минутам. Иначе нельзя - жить и выживать в ее состоянии можно только в жестком спортивном режиме.

    - У меня все по часам расписано, - рассказывает Светлана Васильевна корреспонденту "РГ". - Встаю, обедаю, потом - занятия с учениками. И дошкольники, и взрослые люди есть. Число занятий в неделю зависит от их желания и возможностей. У меня большой опыт - около двадцати лет преподаю. Год работала в институте физкультуры у заочников. Студенты приходили ко мне домой - здесь рядышком. Потом пошли знакомые, друзья, родные. После обеда - ученики до пяти вечера. С кем-то сидя, с кем-то лежа занимаюсь.

    Спорт - великая штука

    Российская газета: Наверное, преподавание стало вашей отдушиной?

    Светлана Левина: В каком-то смысле это мое призвание. Когда вижу счастливые глаза учеников, мне это доставляет огромную радость! В начале мая уедем в деревню, и до сентября. Там я занимаюсь с малышней - готовлю их к школе. Учу читать, считать! Дети меня обожают. Да и я их очень люблю. Мы с ними друзья - они не видят, что я старше. Могут обо всем поговорить, пошептаться. Я мирю, учу, воспитываю.

    РГ: Светлана Васильевна, вам удалось невозможное. Людям с ограниченными физическими возможностями непросто работу найти…

    Левина: Все связано с дорогами и подъездами - в России ничего не приспособлено для передвижения на колясках. У меня пальцы не работают, но что-то на компьютере я делаю. А у кого здоровые руки, можно найти работу на дому. Но люди не активны в поисках - комплексы мешают. В одно место обратятся - им откажут, в другое обратятся - откажут. Любой человек, когда ищет работу, чтобы достучаться до небес, должен сделать это десятки раз. А у меня нет комплексов. Может, поэтому люди ко мне тянутся.

    РГ: Это правда, что, получив "золото" на чемпионате мира в 1976 году в Америке, вы заплакали?

    Левина: Плакала на чемпионате я оттого, что играл гимн нашей родины. Это чувство патриотизма. Для большого спортсмена выигрыши - не главное, это как этап самосовершенствования. Спорт - это великая штука, это общение людей всего земного шара. Это настоящая дружба. Американцы тогда тоже радовались за меня. Если спортсмен выступал неудачно, ему сочувствовали, если выступал здорово, поздравляли от души. Так было принято.

    РГ: Вы собирались уходить из спорта, но на очередной тренировке случилась травма, которая изменила вашу жизнь и жизни многих людей…

    Левина: Я делала двойное сальто с пируэтом. Мне не хватило высоты - начала делать движение с места и не собиралась делать вторую часть, но на автомате тело само пошло на элемент. Я делала комбинацию, состоящую из десяти элементов - пять и еще пять. И в финале хотела их связать. Сделать - и идти спокойно домой. Но увы… После падения поняла, что у меня сломан позвоночник - двигать я ничем не могла. И было такое ощущение, как будто я куда-то испаряюсь. А сознания не теряла. Я услышала свой голос, который произнес: "Скорую!"

    Из амебы - в человека

    РГ: Как вы потом возвращались к жизни?

    Левина: Долго лечилась - домой я вернулась через полтора года. Мамочка Надежда Ивановна ухаживала за мной 20 лет. Сестра Галочка на 11 лет старше меня. Низкий ей поклон - она сменяла маму. Я же как грудной ребенок… Единственное, что научилась делать: писать, есть левой рукой, зубы чистить, держать телефонную трубку. Пыталась начать писать лет девять: сначала мама привязывала ручку к левой руке. Сейчас пишу медленно, но довольно здорово. Племянница Ира, мои замечательные друзья тоже по очереди ухаживали за мной в свободное время.

    РГ: Вас лечили полтора года. А что именно для вас делали медики?

    Левина: После травмы меня оперировал нейрохирург Елизаров. По вызову спорткомитета СССР он приехал в Воронеж. Косточки позвоночника собирал и скреплял. И за границей лечили. В 1986 году мне в течение двух месяцев сделали все выездные документы во Вьетнам, в Институт восточной медицины. Иглоукалыванием и лечением настоями трав мне вылечили давление и сердце. А в городе Саки работал врач Леонид Дмитриевич Потехин, которому я буду благодарна до конца дней: за лето 1978 года он меня научил сидеть. А привезли меня туда пластом. Он научил превращаться из амебы в человека. Потехин работал с теми, в ком был уверен, что они будут продолжать заниматься и дома. По чертежам сделали тренажеры… Много лет я занималась лечебной гимнастикой по девять часов в день.

    РГ: Кто сейчас за вами ухаживает?

    Левина: Муж Алексей. Ему 55 лет. Нас познакомил мой друг в конце 1993 года. Постепенно привыкли друг к другу. У него была семья - дочка и жена погибли при крушении поезда в 1987 году. Доплата Леше идет пятьсот рублей в месяц за то, что он оставил работу и за мной ухаживает.

    Думать о главном

    РГ: Вам, наверное, спорткомитет помогает?

    Левина: Помогают материально, какие-то проблемы решают мой тренер Владимир Михайлович Пилипченко и Николай Васильевич Шевелев из школы акробатики и батута. Но есть проблема, которую им не решить. При Советском Союзе к моей пенсии спорткомитет ССР (у меня же трудовая травма) доплачивал 130 рублей. Сейчас такого закона нет. Не понимаю, почему Россия взяла на себя полномочия выплачивать долги Советского Союза иностранным государствам, но не взяла на себя полномочия заботиться о своих гражданах?

    РГ: Светлана Васильевна, несмотря на все трудности жизни, вы производите впечатление неунывающего человека. Я слышала, что к вам и за советами люди идут?

    Левина: Это само собой. В силу моей травмы, хочу того или нет, я автоматически откидываю мелочи. Человек, стоящий на своих ногах, может закрутиться на мелочах. Я учу решать главные проблемы, думать о главном - это так просто. А еще человек, который на виду, обязан постоянно совершенствоваться - нравственно, духовно и интеллектуально. Стремиться быть натурой цельной.

    РГ: А о чем мечтаете?

    Левина: Чувствовать себя получше. И чтоб мои внучатые племянницы подросли, хочется им помогать. У меня же их семь - это мои солнышки! Душа болит за всех, время суматошное, хочется, чтоб они нашли себя…

    прямая речь

    Владимир Пилипченко, заслуженный тренер СССР, председатель правления областного Фонда помощи ветеранам спорта:

    - Светлана Левина - уникальная личность. Она наша первая чемпионка мира и Европы. Она абсолютная чемпионка мира по прыжкам на батуте. В 1976 году американцы, которые проводили у себя мероприятия в честь двухсотлетия Америки, брали все высшие награды. Они рассчитывали на "золото" и в нашей дисциплине. А наши прыгуны на батуте взяли шесть золотых медалей, причем три из них завоевала Левина. После травмы Свету вытаскивали в жизнь. А теперь она мне говорит: "Владимир Михайлович, если вам плохо, приходите ко мне, я вас полечу. У меня это от космоса…"

    Поделиться