В сельской глубинке Адыгеи знают секрет долгожительства

В это трудно поверить, но в самом маленьком по численности населения Шовгеновском районе республики живет самый большой отряд долгожителей.

Пасторальная идиллия

Здесь здравствуют восемь ветеранов, перешагнувших вековой рубеж, и еще более десятка почтенных старцев, которым под сотню. Поэтому именно сюда корреспондент "РГ" отправился открывать секреты геронтологии.

Правый и левый берега реки Фарс - это настоящая сельская глубинка. В окне автобуса - только изумрудные поля озимых да убегающие вдаль лесополосы, охваченные нежно-зеленой дымкой молодой листвы. На лугах, протянувшихся вдоль прудов и речушек, пасутся коровы и овцы, у воды - стаи домашних гусей и уток. Эту пасторальную идиллию дополняют краснозобые индюки и серые индейки.

А вот главной приметы захолустья - бездорожья - здесь нет и в помине. К самому крошечному аулу ведет полоса асфальтового шоссе. Да и сами аулы ничем не отличаются от поселений на бойких трассах: они застроены добротными кирпичными домами под железными крышами. Высокие заборы скрывают широкие мощеные дворы и большие огороды. Совсем не редкость здесь и спутниковые антенны.

- У нас ритм жизни совсем иной. Нельзя сказать, что время здесь остановилось, оно течет, но как-то по-особенному размеренно и плавно, - считает начальник управления труда и социальной защиты населения администрации Шовгеновского района Мариет Напсова. - Именно в этом я вижу главный секрет феномена. Следует учитывать и традиционный образ жизни наших аксакалов, и почти неизменную, выверенную веками систему питания. Впрочем, об этом лучше расскажут сами долгожители.

Заметим, что среди ветеранов, которым идет второй век, все - представительницы прекрасного пола. А вот самому почтенному джигиту Шовгеновского района Хусену Тлевцерукову всего 95 лет. И это обстоятельство наводит на размышления: хранительницы очага, очевидно, и здоровье сберегают получше, чем мужчины. А потому наш путь пролег из районного аула Хакуринохабль к местечку Пшичо, где живет Муслимет Хапачева. Ей сейчас идет 102-й год.

Стараньями невестки

Калитку просторного двора со старинной беседкой, украшенной желтыми початками кукурузы, открыла ее невестка Гошмаф и вместе с золовкой Довлетхан приглашает нас в дом.

Здесь следует сделать отступление и рассказать об одной характерной национальной особенности. У черкесов родители живут с младшим сыном. И даже тогда, когда сын по каким-то причинам умирает, родители продолжают жить с невесткой. Считается, что невестка всегда лучше ухаживает и заботится о свекрови, чем ее дочь. Этому находят совершенно точную психологическую мотивацию: мать до последних своих дней сохраняет по отношению к дочери чувства покровительства и заботы, а дочь всегда готова их принять. Со свекровью и невесткой все ровно наоборот. Именно в такую жизненную ситуацию попала и долгожительница Муслимет. Она пережила своего сына и живет сейчас с вдовствующей невесткой, хотя дом дочери расположен совсем рядом.

- Почти 40 лет проработала в колхозе, была и полеводом, и дояркой. В поле наработаешься, приходишь домой - и здесь непочатый край работы. С мужем прожила только три года. Он погиб на фронте, мне одной пришлось поднимать и сына, и дочь, - неспешно рассказывает бабушка Муслимет. - Вот так в трудах и заботах прошла вся жизнь. Зато у меня уже есть праправнуки.

Беседа плавно перешла в трапезу. Невестка Гошмаф подала любимое кушанье свекрови - мамалыгу с тушеной индюшатиной и соевым соусом. А к чаю хорошо подошел свежий адыгейский сыр. Все продукты - со своего подворья. И добавлять, что они экологически чистые, просто язык не поворачивается: наука и поварское искусство просто еще не придумали терминов, чтобы характеризовать эту степень слитности с природой.

А наш недальний путь лежал в аул Пшизов, где живет самая почтенная долгожительница Щайдет Иванова. Она родилась 10 мая 1894 года и совсем скоро отметит свои 114 лет! Она также живет с невесткой Марзиет. В гости к ним часто наведывается дочь и золовка Сарьет, которая уже давно на пенсии.

Тепло и радушие

- Не подумайте, что хвастаю, но я еще не лежала в больнице и никогда не глотала никаких таблеток, - рассказала бабушка Щайдет. - Только однажды, когда меня укусила змея, мне поставили укол. С тех пор Аллах меня хранит и я ничем не хвораю. Мне очень приятно, что я своим здоровьем прославляю самую распространенную фамилию нашей страны.

Надо заметить, что бабушку Щайдет знают далеко за пределами ее родного аула. Невестку Марзиет приглашали на Первый канал ТВ, чтобы она рассказала о секретах долгожительства своей свекрови: что ест, сколько спит. Но Марзиет заробела, постеснялась большой студии, яркого света и не поехала. А вот нам с удовольствием рассказала обо всех деталях нехитрой аульской диеты и неспешной размеренной жизни. Оказалось, что любимое блюдо долгожительницы - фасолевый суп. Бабушка Щайдет до сих пор жалует и самое, пожалуй, известное блюдо черкесской кухни - щипс (говядина с мамалыгой, которая может быть и кукурузной, и пшенной, с соусом, в состав которого обязательно входит чеснок), с удовольствием ест кисломолочные продукты и, конечно же, адыгейский сыр.

- Нашему муниципалитету, безусловно, лестно, что все долгожители живут в наших аулах. Власти стараются поддержать их материально и окружить душевным теплом и вниманием, - рассказал заместитель главы администрации Хатажукайского сельского поселения Нурбий Датхужев. - В местном бюджете мы нашли 12 тысяч рублей, чтобы ко дню рождения каждому почтенному старцу сделать подарок. Свой подарок делают и власти республики. Но для долгожителей куда важнее внимание и радушие таких встреч. Муниципальное телевидение посвящает им большую программу.

День уже клонился к вечеру. Покидая район, мы передали от редакции и читателей газеты привет его старейшинам - Саньят Бжембаховой, которой исполнилось 110 лет, 109-летней Ханиф Тлишевой, ровесницам XX века Габидет Хасановой, Харихан Ситимовой и многим другим долгожителям.

Комментарий

Алий Тлепцеруков, первый заместитель министра труда и социального развития Республики Адыгея:

- Наша республика славится своими долгожителями. Сейчас в городах и сельских районах живут более 60 ветеранов разной национальности, которым исполнилось сто и более лет. Мы считаем, что это не только медицинский, геронтологический феномен, но и очень показательное социальное явление. Во всяком случае, органы социального обслуживания стараются сделать для наших долгожителей все, чтобы продлить их жизнь.

Если граждане преклонного возраста живут одиноко, без родственников, то к ним мы прикрепляем социального работника. Он не только приносит им продукты питания и лекарства, но и помогает с уборкой комнат и другими бытовыми проблемами. Когда силы оставляют ветеранов, мы переводим их в социальные учреждения. Кстати, и в них сейчас живут 17 долгожителей, которым идет второй век. Совсем недавно в одном таком учреждении была сыграна свадьба. Как говорится, любви все возрасты покорны.

С 1998 года у нас в республике закрепилась добрая традиция: в День пожилого человека наше министерство оказывает долгожителям материальную помощь в размере одной тысячи рублей. Наша республика пока не очень богата, низким остается средний уровень заработной платы, но мы стремимся компенсировать отсутствие материальных благ душевной теплотой и радушием. А потому исполнительная власть не сворачивает, а напротив, готовит новые проекты социальной поддержки граждан. Завершается работа над двумя новыми республиканскими программами: одна из них приурочена к Году семьи, а другая будет решать, пожалуй, самые острые демографические проблемы.