Иностранные фармацевтические компании все чаще открывают собственное производство в России или выкупают доли российских компаний.
За четыре года на это потрачено более 1 миллиарда долларов. Но почему лекарства не становятся дешевле? И как иностранные заводы вписываются в стратегию развития фармпромышленности до 2020 года? На эти и другие вопросы вчера искали ответы участники "круглого стола" "Иностранное фармпроизводство в России".
Однако собравшихся больше интересовала возрождение отечественной фарминдустрии и национальная биологическая безопасность страны. По словам председателя комитета ТПП по развитию фармацевтической и медицинской промышленности Валерия Сергиенко, когда-то Россия была вторым в мире государством по производству антибиотиков и тратила на разработку новейших средств внушительные суммы. Теперь же она не производит ни одного подобного препарата. Закрыты заводы по производству важнейших субстанций для антибактериальных препаратов. Сергиенко озвучил прогнозы как западных, так и российских экспертов, основанных на точных расчетах, что в ближайшем будущем цены в мире на лекарственные субстанции будут расти такими же темпами, как на нефть. А это значит, что стоимость самих лекарств может достигнуть заоблачных высот. И у населения просто не хватит средств, чтобы покупать их.
"Кроме того, нельзя исключить вероятную опасность того, что с помощью лекарственных субстанций против нации может использоваться биогенные вещества", - неожиданно заключил Сергиенко. Поэтому, по его словам, позиция ТПП - взвешенная и направлена на укрепление российского отечественного производства на территории России.
Его поддержал замруководителя Росздравнадзора Андрей Младенцев. Во-первых, по его мнению, сегодня на глобальном уровне идет мировая конкурентная борьба за рынки сбыта. И от того, кто их завоюет, зависит место той или иной страны в мире. А фармацевтическая промышленность - один из самых выгодных секторов мировой экономики. Во-вторых, приход иностранных фармацевтических компаний с их инвестициями в Россию будет свидетельствовать о привлекательности развития этого рынка именно на этой территории, с ее научным и кадровым потенциалом, спросом на качественные лекарства. Однако при этом государство должно создавать равные условия игры на этом рынке как иностранным компаниям, так и отечественным производителям. А таких равноправных условий и требований, подчеркнул Младенцев, пока не создано. Более того, по его словам, российские производители пилюль находятся, по сравнению с иностранными коллегами, в дискриминационном положении. И об этом знают в минпромэнерго, отвечающем за разработку стратегии развития фармацевтической отрасли. Младенцев перечислил как минимум с десяток таких дискриминационных правовых, налоговых, таможенных, регистрационных барьеров, которые лишают будущего отечественную фармпромышленность. Упомянул он и о разных требованиях к организации иностранных и российских производств, а также проблемах ценообразования на препараты отечественного и иностранного производства. Все это тоже, по его мнению, из разряда дискриминации отечественных производителей.
Правда, в том, что многие из этих барьеров в ближайшее время будут сняты, чиновник не сомневается. "Здесь я оптимист", - подчеркнул Андрей Младенцев. По его словам, на рассмотрение в правительство вскоре будет передан комплекс документов, касающихся коренных реформ фармацевтической индустрии. Это и план перехода всех российских фармацевтических предприятий на международные стандарты производства, и сама Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 года. И новый порядок регулирования и установления обоснованных цен на ряд лекарств, в том числе для зарубежных компаний-производителей. Напомним, сейчас такой порядок в российской практике отсутствует. И 90 процентов лекарств, которые закупаются государством по системе дополнительного лекарственного обеспечения у западных производителей, ввозится в страну по ценам, которые ими диктуются.