Глава Палестины нашел в Москве лекарство для Ближнего Востока

Хотя российские дипломаты до сих пор не могут определиться с датой проведения московской конференции по ближневосточному урегулированию, прилетевший в российскую столицу глава ПНА Махмуд Аббас объявил, что знает, когда нужно собираться.

Своими знаниями в четверг палестинский лидер поделился с ученым советом Московского института международных отношений при МИД России. И тут же получил звание "Почетный доктор МГИМО". В торжественной обстановке Аббасу надели мантию и докторскую шапочку. А проректор института по кадровой политике Валерий Воробьев объявил, что "это звание присваивается выдающимся государственным, политическим и общественным деятелям, внесшим значительный вклад в развитие международного сотрудничества и укрепление мира".

Растроганный палестинский лидер, конечно же, был доволен тем, что в кузнице российской дипломатии его назвали выдающимся государственным деятелем. В качестве ответного жеста Аббас, видимо, решил рассказать ученым, о чем он собирается говорить на предстоящих встречах с президентом России Владимиром Путиным и главой российского МИД Сергеем Лавровым.

"Обкатка" его речи при этом была больше похожа на торжественную оду в честь планируемой московской конференции по ближневосточному урегулированию. В конце марта Сергей Лавров был на Ближнем Востоке. За три дня он посетил Сирию, Израиль и Палестину. Но, подводя итоги своих переговоров, российский министр так и не смог назвать время проведения московской конференции, лишь сообщив, что российские дипломаты продолжают искать максимально подходящую дату. В принципе собрать в российской столице наиболее заинтересованных и весомых "игроков" ближневосточного процесса нетрудно. Тем более что практически все готовы в любое время прилететь в Москву. На Смоленской площади, однако, уверены, что конференцию стоит проводить только в случае, если появится реальный шанс не просто усадить стороны за стол переговоров, но и согласовать пункты новых выполнимых договоренностей.

Очевидно, что в Москве пока не уверены в том, что такой шанс уже появился. В отличие от Аббаса, который вчера был полон оптимизма насчет итогов предстоящей конференции. Он даже назвал месяц, когда, по его информации, в российской столице соберутся обсудить ближневосточные противоречия: "Мирная конференция в Москве не имеет никаких препятствий, мы знали, что после Аннаполиса (в ноябре прошлого года в США прошла первая конференция по ближневосточному урегулированию. - "РГ") будет московская конференция... Я бы хотел, чтобы московская конференция, которая состоится в запланированные сроки в июне, добилась успеха в продвижении вперед мирного процесса и предложила механизмы, способствующие прогрессу и снятию ныне существующих барьеров".

Правда, из того, что затем рассказал ученым МГИМО Аббас, стало понятно, что он прекрасно понимает российских дипломатов, которые не торопятся рассылать приглашения на конференцию.

"Я должен сказать, что уже сейчас возводятся барьеры, мешающие выполнению обязательств, принятых в Аннаполисе", - пояснил глава палестинской администрации. Более того, по его словам, "темпы и масштабы успеха на переговорах не вселяют уверенность в том, что поставленные цели будут достигнуты в установленное время". При этом Аббас продолжает утверждать: прежде чем стороны смогут приступить к полномасштабным переговорам, Израиль должен демонтировать незаконные поселения и устранить препятствия для передвижения людей и товаров, снять блокаду с сектора Газа, открыть пропускные пункты и освободить пленных.

Кроме того, есть одно обстоятельство, которое может поставить жирный крест на планах Аббаса в июне вновь приехать в Москву. Израиль продолжает военную операцию в секторе Газа в ответ на непрекращающиеся ракетные обстрелы израильских поселений. Выход очевиден: необходимо немедленное прекращение огня. "Мы попросили братский Египет связаться со всеми сторонами, чтобы осуществить это перемирие", - сообщил Аббас.

Между тем

Однако может ли Аббас гарантировать исполнение условий прекращения огня с палестинской стороны? Ведь ситуацию в Газе продолжает контролировать не ФАТХ, лидером которого он является, а ХАМАС. При этом хамасовцы еще ни разу публично не объявляли о том, что готовы признать Израиль.