После долгой паузы, вызванной увлечением лидера "Вежливого отказа" Романа Суслова разведением лошадей и фермерством, музыканты представили новую программу. Она удостоилась поэтичного и загадочного названия "Черновики".
"Вежливый отказ", наверное, единственная рок-группа, которая пришла из СССР, не изменив принципиально ни концепцию творчества, ни бескомпромиссно-изысканный подход к звукоизвлечению. Любая запись этой команды - из 80-х или 90-х - слушается одинаково свежо и интересно. Но злой парадокс нашего времени состоит в том, что музыкальные продюсеры слушают дома одно, но считают, что показывать и продавать "народу" нужно другое. Программные директора для домашних фонотек покупают утонченную, взрывную музыку, полную нюансов и любви (как у "Вежливого отказа"!), а слушателям предлагают невнятную "форматную" жвачку. А потом все вместе жалуются друг другу на то, что им нечего слушать и не о чем говорить...
В какой-то момент "Отказ" оказался главной жертвой такого отношения к жизни. Мало кто из деятелей массмедиа, группу не замечавших, но желающих выглядеть умно, не рассказал о своей любви к этому авангардному московскому коллективу.
Впрочем, мало кто спешил на помощь. Но "Отказ" оказался очень устойчивым образованием. На несколько лет отказавшись от выступлений, он затем триумфально вернулся концертом во МХАТе, а теперь реализует долгожданную новую программу.
Премьеры написаны гитаристом и певцом Романом Сусловым в основном в течение декабря 2007 года в деревне в Калужской области. В новой программе - семь песен и две инструментальные композиции. Названия пока условны и ироничны - "Мурка", "Бурятская морская", "Страдания" или "Лед Зеппелин". Тексты тоже пока окончательно не оформились - те, кто следит за творчеством группы, знает, что гармонию в ее музыке зачастую создают отдельные звуки, а не мелодии или слова. Нельзя сказать, что эти вещи принципиально отличаются от того, что делал Суслов со товарищи раньше. Это все та же смесь протяжного, нервного до истерики пения, постджазовых созвучий, мистического ощущения фолка, рок-н-ролльной энергетики и уверенной, почти академической отточенности исполнения.
Группе, кажется, удалось вывести свою непростую музыку - "сочетание Стравинского и Шопена, небанального фолка и непростого джаза" - по определению басиста "Вежливого отказа" Дмитрия Шумилова. Причем вывести уже на новую ступень. Кстати, программа подразумевает использование контрабаса - впервые в истории группы.
Для друзей-коллег по группе (дизайнера и барабанщика Михаила Митина, трубача и литератора Андрея Соловьева, композиторов Павла Карманова и Дмитрия Шумилова, культового скрипача Сергея Рыженко) сочинение лидеров очередных премьер стало сюрпризом - свежие композиции группа не разучивала уже шесть лет, с эпохи альбома "Герань".
"Репетировали очень продуктивно и увлекательно, - рассказал Суслов. - Я не ожидал, что этот материал так воодушевит музыкантов. Обычно я сам остываю уже ко второй репетиции, а тут ничего - засасывает. Хороший признак. Вещи постепенно обретают устойчивую форму, но пока я бы их рассматривал как эскизы. Где-то финал не дописан, где-то не то ощущение времени".
Понятно, почему у премьерного концерта неожиданное название "Черновики" - в нем есть мимолетность любого творчества и главное - вера и надежда в совершенствование и совершенство.