Прогнозы минэкономразвития страдают неточностью. И это создает проблемы для государства и бизнеса.
Прогнозы по инфляции, цене на нефть учитываются при составлении бюджета, и если они потом изменяются, приходится пересматривать его доходную часть, размер госрасходов, растет риск неустойчивости экономики.
К такому выводу пришли вчера участники "круглого стола" "Повышение качества макроэкономического прогнозирования как основа стабильности трехлетнего бюджета", проведенного Комитетом Совета Федерации по бюджету.
Но пока прогнозы сбываются не всегда. Из-за этого в принятый в июле прошлого года закон о бюджете на 2008 - 2010 годы уже в феврале этого года были внесены поправки. В 2007 году из 25 показателей, которые учитываются при составлении бюджета, по пяти отклонения составили более 12 процентов, подсчитал первый зампредседателя Комитета Совета Федерации Владимир Петров. При этом больше всего заботит регулярный пересмотр прогноза по инфляции.
Проблема в том, что при составлении прогнозов минэкономразвития учитывает не только внутренние, но и внешние факторы - мировые цены на нефть, развитие мировой экономики, курсовое соотношение евро и доллара, а они не всегда ведут себя предсказуемо, пояснил директор сводного департамента макроэкономического прогнозирования министерства Геннадий Куранов. Тем временем даже ведущие мировые агентства закладывали цены на нефть в диапазоне 55-62 доллара за баррель. А почти три процента к росту внутренних цен дала так называемая импортируемая инфляция, произошедшая из-за скачка цен на ввозимые товары.
Любой прогноз грешит неточностью, особенно когда мы не можем управлять ценами на нефть, поддержал его директор департамента финансовой политики минфина Алексей Саватюгин. По словам его заместителя Оксаны Сергиенко, при формировании бюджета надо исходить из самого низкого прогноза, а для оценки ситуации в стране рассматривать и другие варианты. Кроме того, говорит Сергиенко, нам надо четко определиться с приоритетными целями. Одновременно добиваться высоких темпов экономического роста, снижать инфляцию, сохранять стабильный валютный курс, пополнять банковскую ликвидность, сохранять активное сальдо платежного баланса, к сожалению, не получается, отмечают в минфине. И подчиненные Кудрина, как и сам вице-премьер, предлагают сосредоточиться в ближайшее время на инфляции.
Четкая система целей должна быть прописана в специальном законе о государственном прогнозировании, который уже несколько лет продвигает минэкономразвития, рассказал корреспонденту "РГ" замдиректора института макроэкономических исследований Александр Виссарионов. Он, правда, не согласен, что на первом месте должно быть снижение инфляции. Но в законе должны быть четко зафиксированы не только цели, но и показатели, которые могут обновляться по истечении определенных сроков, говорит собеседник. Кроме того, в законе надо прописать весь процесс составления прогноза: кто за что отвечает, с кем согласовывает и указаны сроки.
Еще одна проблема составителей прогнозов - отсутствие полной и достоверной статистической информации. Развернутого обследования по отраслям Росстат не проводил с 1995 года и планирует начать его только в 2013 году. Участники дискуссии считают: для того чтобы наладить такую работу, Росстату надо увеличить финансирование. Правда, пока, по словам Петрова, руководство ведомства с такими просьбами не обращалось.