Виктор Дерябкин: найти квалифицированного специалиста на должность госслужащего не так легко

Львиная доля законов, которые принимаются в Ростовской области, инициируется исполнительной властью. Как повысить законотворческую активность депутатов и сделать их более внимательными к проблемам жителей региона? На эти и другие вопросы на деловом завтраке в Южном представительстве "РГ" ответил новый спикер донского парламента Виктор Дерябкин.

Российская газета: Виктор Ефимович, именно вы подняли вопрос о недостаточной инициативности тех, кто пишет законы в Ростовской области. В чем видите выход из положения?

Виктор Дерябкин: Одним из условий формирования Заксобрания четвертого созыва было то, что председатели восьми комитетов должны работать на постоянной основе. Губернатор эту идею поддержал. Надеюсь, законодательная активность депутатов возрастет, так как теперь есть кому руководить процессом. Еще один нюанс: случаев, когда нормотворческую инициативу проявляли представительные органы местного самоуправления, единицы. Попробуем эту работу оживить. Ориентировочно с мая-июня планируем ежеквартально встречаться с председателями представительных органов, проводить необходимые консультации. А нам такие встречи дадут возможность быть в курсе проблем, которые волнуют территории.

РГ: В Ингушетии все народные избранники работают штатно. Может, и нам рассмотреть такую возможность, чтобы каждый депутат занимался только законами и получал за это зарплату?

Дерябкин: Давайте сначала посмотрим, насколько эффективно будут работать те депутаты, которые сейчас в штате. Ведь их количество, по сравнению с Заксобранием третьего созыва, и так увеличилось более чем вдвое - с 5 человек до 11. Если эта мера поможет в целом активизировать деятельность наших законодателей, повысит качество принимаемых законов, усилит контроль над их исполнением, переведем всех на постоянную основу - я двумя руками "за". Вопрос в другом: все ли они смогут выполнять свои функции качественно и профессионально? Глядя на нынешний депутатский корпус, могу сказать, что большинству эта задача вполне по силам. Но если завтра объявим, что начинаем работать на постоянной основе, думаю, многие сразу откажутся от мандатов. И я не уверен, что их удастся заменить. Будучи министром экономики и заместителем губернатора, уже убедился: найти квалифицированного специалиста на должность госслужащего не так легко. Во-первых, их не так много. Во-вторых, человека может не устроить зарплата. Так что пока не стоит бросаться из крайности в крайность. Тем более что ту мощную законодательную базу, которая сейчас есть в Ростовской области, формировали парламентарии-внештатники.

РГ: База-то есть, но порой законы не в полной мере учитывают интересы тех, для кого они пишутся.

Дерябкин: Да, это правда. Поэтому нужна такая система, чтобы еще на этапе разработки законопроекта в процессе участвовало как можно больше людей, которые могут высказать конструктивные предложения. Проще говоря, общественная экспертиза. Любая инициатива должна выноситься на публичные слушания. Ведь у нас есть постановление губернатора области об общественной экспертизе нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого предпринимательства в Ростовской области, есть экспертный совет при администрации, который подключается к рассмотрению всех законопроектов. Нужно, чтобы этот механизм работал более эффективно. Кроме того, мы сейчас продумываем возможности контроля над исполнением уже принятых законов.

Приведу пример, зачем это нужно. В прошлом году в области была принята программа, связанная с профилактикой правонарушений. Под нее выделили деньги - 136 миллионов рублей. Когда губернатор вынес вопрос о ее реализации на обсуждение совета по экономической безопасности, все доложили, что средства использованы по назначению. А когда посмотрели статистику, то оказалось, число правонарушений выросло на семь с половиной процентов. Притом, что по России было зафиксировано снижение в среднем на семь процентов. Сразу возник вопрос: эффективна эта программа или нет и почему такие результаты? Поэтому в течение года мы обязательно должны возвращаться к принятым законам и программам. Если показатели не удовлетворительные, приостанавливать их действие, вносить поправки. К слову, сейчас все комитеты Заксобрания проводят полную инвентаризацию регионального законодательства. До 15 мая ее планируется завершить.

РГ: Насколько тесно депутаты ЗСРО сотрудничают со своими коллегами из Госдумы и находят ли инициативы региона поддержку наверху?

Дерябкин: Результаты совместной работы есть, но они могли бы быть и лучше. В регионы из комитетов Госдумы идет огромный поток законопроектов с просьбой рассмотреть и дать свою оценку. За первое полугодие мы уже получили десятка четыре. Срок стоит до конца апреля, до начала мая. Но по регламенту эти законопроекты нужно выносить для обсуждения на заседание Заксобрания. Естественно, в этом случае в установленные сроки мы не вписываемся. Поэтому большая часть наших рекомендаций сегодня сводится к краткому резюме: "Поддерживаем". Существующий механизм не позволяет полноценно работать с этими законопроектами и вносить рекомендации. Другой поток инициатив идет в Госдуму из субъектов. Но пока, по статистике, из них принимается не больше пяти процентов. Отдельные аспекты учитываются в процессе принятия федеральных нормативных актов, но случаев, когда законопроект в целом находит поддержку наверху, очень мало. Поэтому наши законодательные инициативы должны готовиться более качественно. Депутатам нужно плотнее работать с профильными комитетами в Госдуме, с работающими там донскими представителями, ну и конечно, с коллегами из других регионов.

РГ: Очень часто избиратели слабо осведомлены о работе депутатов и законах, которые они принимают. Как вы намерены улучшить ситуацию?

Дерябкин: Принято решение ввести по второму помощнику депутата из числа местных жителей, которые будут работать в округах и получать за это зарплату. Надеюсь, инициативу одобрят на очередном заседании парламента во вторник. Плюс введем в практику ежемесячные приемы граждан председателем Заксобрания и его заместителями. Встречаться с избирателями будут и сами депутаты. График на май, составленный в соответствии с регламентом, сейчас утверждается. Депутаты-одномандатники будут работать в своих округах, списочников и народных избранников, работающих в Госдуме, тоже распределили по территориям. Получается, что каждый округ будут курировать как минимум три депутата.

РГ: В каких законодательных актах Ростовская область сейчас нуждается в первую очередь?

Дерябкин: В тех, которые могли бы обеспечить более быстрое развитие экономики Ростовской области. В прошлом году для этого было сделано немало в части создания правовой базы деятельности промышленных зон на территории региона. Эту работу надо продолжать. Что касается будущих законодательных инициатив, то основой для них станет стратегия социально-экономического развития Ростовской области.