Каким будет лето-2008 в Краснодарском крае для курортов и туристов

Интерес к горным видам спорта и туризма, подогретый подготовкой города к Олимпиаде, сделал свое дело: в зимний сезон отдыхающих в Сочи было процентов на 30 больше, чем обычно.

Это даже позволило говорить о том, что постепенно сглаживается проблема межсезонья. Впрочем, капитанов курортной индустрии и местные власти сейчас куда больше интересует, насколько успешным будет летний сезон, самый доходный для отрасли.

Выставки-продажи турпродуктов уже прошли в Москве, Сочи и Анапе. Путевки были куплены "на корню", хотя их стоимость, естественно, подросла. Суточное проживание в сочинском санатории с питанием и лечением обойдется в среднем в 1100 рублей. В здравницах повышенной комфортности, конечно, значительно дороже. Аренда однокомнатной квартиры, по прогнозам, обойдется в 1200 - 1500 рублей за день.

Полным ходом идет сертификация гостиниц. В этом могли убедиться участники заседания рабочей группы при президиуме Совета при президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Председатель группы руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский ознакомился с ходом реконструкции и строительства мест размещения, информацией о земельных участках для возведения гостиниц. С начала года только в Красной Поляне прошли сертификацию 10 отелей, а к декабрю должны поспеть все оставшиеся. Таким образом, грядущая Олимпиада подстегнула радикальное увеличение комфортабельных гостиничных мест, которые тоже будут "работать на курорт".

Тем не менее все чаще звучат прогнозы: олимпийское строительство "непременно сорвет сезон".

- Это слухи, отдающие черным пиаром, - говорит заместитель главы Сочи Вячеслав Шашкин. - Интерес к городу вырос, спрос на путевки большой. Люди хотят видеть, как Сочи готовится к Олимпиаде. Задача власти сделать все, чтобы олимпийское строительство не мешало нормальному функционированию курорта, а наплыв отдыхающих - реализации олимпийских проектов. Думаю, мы с этим справимся.

А вот руководители здравниц считают, что такие слухи распускают конкуренты, завлекающие российских туристов на курорты Турции, Египта и Испании. В то же время они категорически отвергают разговоры о том, что скоро санатории и пансионаты заполнятся строителями. Впрочем, в нынешнем сезоне слухи об использовании здравниц под общежития "олимпийских строителей" и о тысячах пыльных грузовиков со стройматериалами никак не проходят: хорошо известно, что масштабные работы начнутся только в 2009 году.

Реальные проблемы курортов края лежат в других сферах. В числе первых - постоянный рост стоимости авиа и железнодорожных билетов. Здесь наши здравницы проигрывают, скажем, Турции, куда российские туристы летают чартерными рейсами по сниженным тарифам. А отпускникам из Сибири и Дальнего Востока куда дешевле добраться до курортов Восточной и Юго-Восточной Азии.

Снижает привлекательность кубанских курортов и скачкообразный рост цен на продукты питания. Поскольку путевки продают задолго до сезона, а цены на продукты растут с его началом, это серьезно бьет и по экономике курортных заведений.

И все же традиционный список кубанских курортов - Сочи, Анапа, Туапсинский район, Геленджик и Горячий Ключ - планируется расширить на три-четыре "пункта". Собственными туркомплексами собираются обзавестись Темрюкский, Отрадненский и Апшеронский районы. В последнем должен заявить о себе горно­лыжный центр на плато Лагонаки, который может стать второй Красной Поляной.

Комментарий

Михаил Миленин, председатель комитета по вопросам санаторно-курортного комплекса Законодательного собрания Краснодарского края:

- В этом году, как никогда раньше, большое внимание уделено реконструкции и ремонту здравниц. Радикально преобразились спальные корпуса, где созданы очень комфортные условия проживания. Существенно увеличился и перечень курортных услуг. Готовясь к нынешнему "высокому сезону", власти и жители городов Черноморского побережья много занимались состоянием пляжей. Особенно это заметно в Анапе и Сочи.

В крае начали более внимательно относиться к подготовке молодых кадров для курортной отрасли. Хотя пока у нас нет единого центра по обучению работников курортной сферы, ряд учебных заведений пытается компенсировать его отсутствие.

На рекламную деятельность в нынешнем году должно быть затрачено 130 - 140 миллионов рублей. Смещаются и ее акценты: теперь будут в основном пропагандироваться медицинско-оздоровительные услуги. О том, что у нас есть море, думаю, никому напоминать больше не надо.

Выставки-ярмарки туристических путевок показали, что интерес к лечению на курортах стал возрастать. И теперь даже там, где им раньше не занимались, открываются профилактические центры. Новинкой сезона станет и открытие в приморских городах направления, связанного с лечением заболеваний желудочно-кишечного тракта. В частности, в Анапе и Сочи появились питьевые бюветы с местной минеральной водой.