Каков уровень преступности в регионе, как часто люди обращаются за помощью в областную прокуратуру, почему надзорный орган занимается вопросами ЖКХ?
На эти вопросы на "деловом завтраке" в Северо-Западном представительстве "РГ" в Архангельске ответил прокурор Архангельской области Владимир Бакун.
Российская газета: Владимир Михайлович, как вы оцениваете криминогенную обстановку в регионе? Сокращается ли число убийств и других тяжких преступлений?
Владимир Бакун: В 2007 году впервые за несколько лет удалось добиться снижения уровня преступности. Тенденция сохраняется и в этом году. В первом квартале этого года преступлений совершено почти на 20 процентов меньше, чем за тот же период прошлого года, зафиксировано на 21 процент меньше тяжких и особо тяжких преступлений, на девять процентов - убийств. Стоит особо подчеркнуть, что отмечается сокращение практически всех видов преступлений: краж, грабежей, разбоев и т. д. Также впервые за многие годы удалось добиться снижения детской и подростковой преступности на 22,5 процента. Хотя уровень преступности несовершеннолетних правонарушителей достаточно высок, но и он тоже снизился.
РГ: Насколько высок процент нераскрытых преступлений? Если их много, то с чем это связано?
Бакун: В Архангельской области уровень раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений один из самых высоких по стране. В среднем по России их раскрывается около 50 процентов. В регионе этот показатель составляет 68 процентов. Более того, уровень раскрытия убийств в области - 91 процент, преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью, - 92 процента.
В целом правоохранительным органам удается раскрыть каждое второе преступление. Это невысокий показатель. Но некоторые подвижки все же есть. Раскрываемость краж, например, повысилась с 26 до 32 процентов. Положительные результаты есть и в борьбе с организованной преступностью. И это, конечно, результат профессионализма наших сыщиков и следователей.
К примеру, в прошлом году за совершение в составе банды разбойных нападений, убийств и других тяжких преступлений осуждены три жителя города Вельска. Им назначено наказание от 12 до 25 лет лишения свободы. Благодаря профессионализму следователей удалось доказать, что злоумышленники - участники организованной группы. В противном случае они получили бы гораздо меньшие сроки.
РГ: В последнее время прокуратура проявляет интерес к таким сферам, как ЖКХ, здравоохранение, соблюдение прав наименее защищенных категорий граждан.
Бакун: Правозащитная функция всегда была приоритетным направлением нашей работы. За прошлый год и первый квартал этого года только в социальной сфере выявлено около 20 тысяч нарушений закона. Особое внимание уделялось соблюдению прав граждан в жилищно-коммунальной сфере. Здесь по-прежнему несвоевременно проводятся работы по содержанию и ремонту объектов ЖКХ, зачастую бездействуют должностные лица. Работа контролирующих органов неэффективна. Во многих случаях именно благодаря вмешательству прокуратуры в квартирах людей появились тепло, вода и свет.
В декабре прошлого года из-за погоды в Архангельске и других населенных пунктах области начался страшный гололед. Травматологические пункты были переполнены. Опять же пришлось вмешаться прокуратуре, ведь администрации городов и поселков должны были организовать уборку улиц и дворов. По представлению прокуратуры виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Прокурорами возбуждено более 30 дел об административных правонарушениях.
Только после этого коммунальные службы приступили к своей работе! Это меня крайне удивляет. Ведь есть специальные контролирующие органы: жилищная инспекция и другие. Да и должностные лица без нашего вмешательства разве не знают, что улицы надо убирать?
РГ: Сейчас прокуратура активно работает с обращениями граждан. Люди стали больше доверять надзорному органу?
Бакун: Мы стали работать более открыто, потому к нам и обращаются чаще. Многие письма начинаются словами: "Помогите, на вас последняя надежда!" К тому же прокуратура доступна. Мы оказываем юридическую помощь, даем консультации. Ответить человеку, разобраться в ситуации мы обязаны за месяц, не более. В отличие от других органов мы не требуем представления целого пакета документов. К примеру, в суде нужно сначала грамотно написать исковое заявление, попасть на прием, представить необходимые доказательства. Для того чтобы обращение рассмотрели в прокуратуре, требуется только заявление.
Конечно, радует, что наш авторитет растет. Но хотелось бы, чтобы исполнительная и законодательная власть, а также контролирующие органы работали более эффективно. Ведь именно из-за их нерасторопности растет количество обращений к нам.
РГ: Предприниматель из Северодвинска Александр Воробьев интересуется, насколько актуальна проблема коррупции для региона? Сколько таких случаев зафиксировано?
Бакун: В 2007 году выявлено 295 должностных преступлений (это на 13 процентов больше, чем в 2006 году), в том числе взяток - 77; в первом квартале 2008 года выявлено 88 должностных преступлений, из них взяток - 48.
Не секрет, что коррупция проникает во все слои общества. Прокуратура занимается проверкой нормативных актов, поиском лазеек для взяточников. К примеру, сейчас земля под жилищное строительство должна предоставляться только по конкурсу. Но если нет желающих, то она отдается без конкурса. Конечно, руководство муниципального образования может провести его повторно. Этого, как правило, не делается. С одной стороны, такие действия не противоречат законодательству, а с другой - здесь для чиновников есть возможность получения незаконных доходов. Бюджет Архангельска, например, недополучил несколько сот миллионов рублей из-за того, что конкурсы в городе не проводятся.
Мы подготовили законопроект о противодействии коррупции в Архангельской области. Сейчас он находится на рассмотрении областного Собрания депутатов. С января этого года у нас функционирует специальное подразделение - отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
РГ: Виктор Курилов из Архангельска спрашивает, почему областное законодательство в части определения параметров пенсий для госчиновников областного уровня не соответствует федеральному. Например, в федеральном законе учитывается оклад, классный чин и стаж (15 лет). В Архангельской области бывшие госслужащие получают 60 процентов от заработка.
Бакун: Пенсионное обеспечение госчиновников регулируется Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в РФ". В соответствии с ним каких-либо ограничений по размеру пенсии и стажа для областных чиновников не существует. Предстоит разработка федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей". Однако до его принятия каждый регион вправе самостоятельно устанавливать порядок и размер пенсий для бывших чиновников областного уровня.