Сегодня вечером на IX Российском фестивале имени Генриха Нейгауза выступает необычный гость - пианист из Японии Макото Уэно. Чем стал фестиваль для города, размышляет художественный руководитель саратовской филармонии, заслуженный артист России профессор Анатолий Катц.
Российская газета | Анатолий Иосифович, у Нейгаузовских фестивалей есть свои слушатели?
Анатолий Катц | Даже несмотря на то, что девятый фестиваль - впервые - мы, к сожалению, проводим без своего сгоревшего зала, на других площадках, зрительные залы у нас полные. К счастью, саратовцы уже знают: раз в два года их ждут яркие исполнительские имена и прекрасная музыка.
РГ | Среди этих имен неизменно есть народный артист России Альберт Тараканов - в этом году на открытии он исполнил сразу три концерта Чайковского.
Катц | Именно он в апреле 1993 года (а 12 апреля день рождения Генриха Густавовича Нейгауза) был инициатором самого первого фестиваля. И до сих пор остается его художественным руководителем. Сначала фестиваль задумывался как чисто фортепианный - причем, участвовали в нем только ученики Нейгауза и ученики его учеников. Но постепенно этот круг расширялся, поскольку и сам Нейгауз был человеком широчайшей культуры. Несколько раз к нам приезжала дочь Нейгауза Милица Генриховна. Стали проходить концерты не только пианистов, но и камерных оркестров, виолончелистов,органистов, хоровых коллективов, даже литературные вечера. Блестящие имена: Наталья Гутман, Алексей Наседкин, Элисо Вирсаладзе, Алексей Любимов, Олег Янченко, хор Бориса Тевлина, Сергей Юрский, Михаил Козаков.
РГ | А на этом фестивале - пианисты Александр Лубянцев и Константин Лившиц, хоровая капелла имени Юрлова, Елена Камбурова, камерный оркестр "Musica Viva". Девятый Нейгаузовский вообще отличатся от других или идет в духе уже сложившихся традиций?
Катц | Я бы нынешний фестиваль назвал парадом планет. Он посвящен сразу трем знаменательным датам - 120-летию самого Нейгауза, 100-летию его ученика Семена Бендицкого и 70-летию учившегося у обоих Альберта Тараканова. Мы в филармонии считаем, что этот фестивальный месяц стал одним из наиболее интересных по именам и разнообразным по жанрам. Константин Лившиц, например, мало выступает в России, но его имя прекрасно знают профессионалы в Европе. 25 апреля он будет закрывать фестиваль музыкой Брамса. А очень интересный, темпераментный Макото Уэно приедет в Саратов после концертов в Голландии и Латвии и сегодня вечером в Большом зале консерватории будет играть Шопена, Мусоргского и Балакирева.
РГ | Анатолий Иосифович, ведь приятно, что ходить на концерты Нейгаузовского фестиваля в Саратове стало престижно?
Катц | Это не только наслаждение от музыки, но и возможность услышать произведения, около названий которых в афише есть строка: "первое исполнение в Саратове". На девятом фестивале так мы писали четыре раза. Да, и еще: 9 ноября, как послевкусие праздника, пройдет концерт "Посвящение фестивалю". Исполнители - наши любимые Наталья Гутман и Элисо Вирсаладзе.