18.04.2008 03:10
    Поделиться

    Ивановским многодетным семьям не предоставлялись положенные по закону льготы

    Правительство Ивановской области решило отметить Год семьи разработкой специальной программы поддержки многодетных семей. Правда, подтолкнули его к этому просто скандальные результаты соответствующей прокурорской проверки.

    Как известно, по указу президента РФ от 1992 года многодетным семьям полагается 30-процентная скидка в оплате коммунальных услуг, бесплатный проезд для школьников из таких семей, компенсация части родительской платы в детских садах, а также адресная денежная помощь - раз в три месяца - для особо бедствующих (нуждающиеся многодетные ивановцы, кстати говоря, в прошлом году получали в среднем по 800 рублей на семью).

    Но дело в том, что в Ивановской области этот указ продублировали (с дополнениями) лишь... 12 лет спустя. То есть до того местные власти, видимо, не считали нужным вообще этой темой заниматься. Да и сейчас, как показала масштабная проверка прокуратуры, занимаются кое-как.

    Скажем, в городе Кинешме стало проблемой получить в управлении соцзащиты достоверную справку о составе многодетной семьи - обновлением их учетных дел там не занимались годами.

    В городе Тейкове за проезд в автобусах ребята из многодетных семей расплачивались деньгами, хотя по указу им положен бесплатный проездной билет.

    В Палехском, Южском и Верхнеландеховском районах, как выявила прокуратура, многодетные семьи, живущие в домах с печным отоплением, не могут купить дрова или уголь по льготной цене, хотя такой вариант компенсации затрат в указе тоже прописан.

    Ни лекарств, ни формы, ни обедов

    Но, пожалуй, круче всех обошлись с многодетными семьями власти Лухского, Ильинского и Савинского районов. Они согласны обеспечивать их электричеством и сжиженным газом по сниженным тарифам, но только в пределах лимитов. Скажем, в Ильинском районе многодетная семья могла получать по заниженной цене 150 киловатт-часов электроэнергии в месяц. А за все остальное, мол, платите по полной. Ну-ка попробуй, обстирывая и обмывая в частном доме пятерых ребятишек, уложиться в такой лимит! Если многодетные семьи расходуют не меньше 200, а то и 300 киловатт - в зависимости от количества "ртов" и электроприборов в доме.

    Кстати, о частных домах. Большинство многодетных семей Ивановской области (всего их тут на учете 2996) живут, понятно, именно в таких, поскольку прописку имеют сельскую. 123 семьи, в которых воспитывается 401 ребенок, вообще не имеют собственного жилья. Между тем им в решении этой проблемы, как установила прокурорская проверка, никто в регионе даже не собирался помогать - в Год семьи область вступила без каких-либо отчетливо сформулированных в этом плане программ.

    По указу губернатора ребятишек из многодетных семей до 6-летнего возраста должны бесплатно обеспечивать лекарствами по рецептам врача. В течение всего периода учебы - школьной формой и таким же бесплатным питанием.

    Ничего подобного, за исключением некоторых муниципальных районов, в Ивановской области нет. Бесплатные завтраки дети начали получать лишь недавно вместе со всеми учащимися начальных классов. То есть только до 4-го класса и только завтраки, хотя по указу полагаются и обеды.

    Дровяной розыск

    После обнародования всех этих фактов на очередное заседание областной комиссии по демографической политике (ею руководит заместитель председателя областного правительства Ольга Хасбулатова) просто не могли не пригласить для отчета начальника департамента социальной защиты населения Ирину Эрмиш.

    Та согласилась, что беспорядок в учетных делах - это явная недоработка ее подчиненных. И виновных пообещала строго наказать. Незаконные лимиты в коммунальных льготах главы называвшихся районов сами отменили по требованию прокуроров. Решена и проблема бесплатной перевозки тейковских ребят.

    А вот со всем остальным, как сказала Ирина Геннадьевна, дело сложнее.

    - Как мы могли обеспечить многодетные семьи в Палехе, Юже и Верхнем Ландехе дешевыми дровами, если в этих районах вообще не имеется топливоснабжающих организаций? - спросила она.

    Члены комиссии почему-то промолчали, хотя могли бы посоветовать отправить грузовик за топливом в соседние районы. Уж чего-чего, а дрова в Ивановской области найти можно.

    - По указу губернатора, - продолжала оправдываться чиновница, - бесплатная выдача детям лекарств должна финансироваться фондом социальной поддержки населения, а такового в области нет. Не имеется и в школах внебюджетных фондов, из которых согласно указу должно оплачиваться питание таких ребят. И вообще все эти вопросы, включая обеспечение многодетных семей жильем, теперь относятся к полномочиям поселений и городских округов.

    Без паркетов и каминов

    Отчасти Ирина Эрмиш права: многие нормы президентского указа 1992 года уже давно не соответствуют реалиям жизни, особенно в том, что касается источников финансирования льгот после раздела полномочий по Федеральному закону об общих принципах организации местного самоуправления (ФЗ 131).

    Но если менять президентские указы ивановцам не дано, то что мешало тому же департаменту Ирины Эрмиш инициировать соответствующие поправки в губернаторский указ 2004 года? Закон о реформе местного самоуправления реализуется в регионе уже третий год - то есть было время разобраться с теми же источниками финансирования. Но это, похоже, ивановским чиновникам просто не нужно.

    Вот и в решении упомянутой демографической комиссии по итогам обсуждения отчета начальника департамента соцзащиты написано такое, что оторопь берет:

    "Активизировать разъяснительную работу среди многодетных семей по содержанию деятельности и об условиях пребывания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних". Как прикажете понимать этот пункт решения? Как предложение многодетным семьям спровадить своих чад в детские дома или колонии?

    Или вот еще: "Рекомендовать главам муниципальных образований за счет средств муниципального бюджета и внебюджетных источников обеспечивать жильем многодетные семьи, нуждающиеся в таковом". Рекомендовать! Вместо того чтобы то же самое предложить муниципалитетам делать на условиях софинансирования с областным бюджетом.

    Тем более что эта идея для Ивановской области отнюдь не маниловская. Почти 60 процентов многодетных семей тут проживают в селе. То есть паркетами и каминами не избалованы. И помочь им купить бревенчатый дом попросторней, а потом еще и дровишек подкинуть по доступной цене вполне по силам местной власти.

    В числе пунктов программы поддержки многодетных семей, которая разрабатывается сейчас правительством Ивановской области, - уточнение источников финансирования мер соцподдержки многодетных семей, а также разработка механизма предоставления этих мер. А значит, есть надежда, что средства на реальную помощь многодетным семьям в местных бюджетах все же найдутся.

    Комментарий

    Наталья Ковалева, депутат Ивановской областной Думы, уполномоченный (комиссар) по правам ребенка в Ивановской области:

    - После того как указ губернатора приведут в соответствие с Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления и добавят денег на эти статьи расходов, я думаю, большинство вскрытых прокуратурой проблем решить удастся. А вот проблему улучшения жилищных условий многодетных семей - вряд ли. Сейчас у нас в области в очереди стоит почти 900 таких семей. А улучшают жилищные условия полутора-двум десяткам семей за год. И поток таких жалоб ко мне как к детскому комиссару все нарастает.

    Что, на мой взгляд, можно и нужно сделать? Немедленно возобновить во всех городах и районах строительство социального жилья (сейчас это делают только в Иванове, Вичуге и Шуе). И обязательно оборудовать в области несколько социальных общежитий с приличными условиями жизни.

    Ко мне нередко приходят матери больших семей: "Дом сгорел. Потолок вот-вот обвалится. Трещины в стенах такие, что страшно за детей". А я только растерянно развожу руками, потому что не знаю, чем помочь. Не в коммерческую же гостиницу их, в самом деле, направлять. Или в какое-то старое заводское общежитие с крысами и тараканами.

    Поделиться