Валерий Выжутович: Российское общество стало чуть менее восприимчиво к вирусу смутных идей

История пензенских сектантов-отшельников, заточивших себя в пещере в ожидании "конца света", приближается к развязке. Несколько человек добровольно вышли на поверхность. А двое, кажется, уже не выйдут никогда. "Кажется" - потому что к сообщениям, поступающим из подземелья, следует относиться с осторожностью. О смерти двух женщин рассказал, покинув пещеру, некто Виталий Недогон. Психиатры не исключают, что он мог иметь в виду кончину духовную, а не физическую. В том, что сам Недогон находится в душевном здравии, у врачей есть серьезные основания сомневаться. Хотя побывавший на месте событий заместитель директора Института судебной психиатрии им. Сербского Зураб Кекелидзе считает, что Недогон скорее всего говорит правду: "Те, кто принудил людей запереться в пещере, наверняка встревожены и сконфужены случившимся. Ведь в таком случае они в какой-то степени ответственны за смерть людей".

Природа духовного недуга, загнавшего людей в пещеру, не настолько таинственна, чтоб ее не понять. По мнению зам председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, налицо "бегство от людей, ненависть к ним, подмена здравого, трезвого церковного учения гордыней, бесовской прелестью и злобой". Представитель официального духовенства призывает ушедших в затвор следовать здравому учению Церкви, усмирить гордыню, отказаться от ненависти и вспомнить о заповеданной христианам любви к людям. "Без этого они все дальше будут отделять себя от Церкви и от народа, оставаясь один на один с бесами, друг с другом и со своими мрачными псевдохристианскими взглядами".

Этот вывих религиозного сознания, эта драма людей, не находящих духовной опоры в каноническом православии, - тревожный сигнал для РПЦ. А сейчас, с приближением Пасхи, эсхатологические настроения обитателей пензенской пещеры - уж совсем не "яичко к Христову дню". В неловком положении оказалась и прокуратура. Кого привлекать? И за что? "Человек взял на себя никем ему не данную власть учить людей и распоряжаться их судьбами, - говорит протоиерей Всеволод Чаплин о духовном лидере пензенских затворников Петре Кузнецове. - И в итоге стал, говоря словами Евангелия, слепым вождем слепых. Для Церкви здесь все ясно". Для Церкви-то ясно. А для следствия и суда? Пока что Кузнецову инкриминируется ст. 282 ч. 1 УК РФ (возбуждение ненависти по религиозным признакам). Основания для ее применения дали книги, изъятые у Кузнецова при обыске. По мнению экспертов, в них содержится скрытая или явная пропаганда религиозной и национальной нетерпимости. А не будь этих книг (хотя и они - зыбкая почва для обвинений), каков был бы состав преступления? За "подмену здравого церковного учения гордыней, бесовской прелестью и злобой" - суд только Божий, но не мирской.

Иное дело - Григорий Грабовой. Его судят не за лжепророчества, а за мошенничество. А именно - за хищение денежных средств под видом "воскрешения погибших родственников потерпевших, излечения людей от тяжелых заболеваний". Что делать с Грабовым, суд решит. Но что делать с тысячами его поклонников и учеников? С теми, кто, сметая судебных приставов, пытается прорваться на процесс, чтобы увидеть "мессию", в экстазе припасть к его стопам. С теми, кто ведет в Интернете сбор подписей в защиту Грабового, сопровождая "правозащитную" акцию воплем: "Бога не судят!" Что делать с этими людьми? Духовные заблуждения не подведомственны ни прокуратору Понтию Пилату, ни прокуратуре г. Москвы. Да и потом, скажут нам, даже ложная вера лучше безверия и цинизма. Это правда. Как и то, что привести заблудших к истинной вере может только Церковь, но никак не милиция или Следственный комитет.

В сущности, Грабовой создал секту. Хотя он не первый и не последний в ряду лжепророков. Говорят, наблюдаются рецидивы "Белого братства". Известная секта, десять лет назад возникшая на Украине, затем пережившая полный разгром, сегодня пытается возродиться. Некоторые российские (и не только российские) города обклеены листовками, возвещающими скорый конец света. По улицам бродят юные "юсмалиане" и раздают прохожим брошюры с рецептами спасения. Но при всем при том эпидемия "Белого братства", в начале 90-х охватившая едва ли не все постсоветское пространство, странам СНГ больше не грозит.

Другие секты тоже теряют позиции. Например, церковь Муна. Еще недавно она имела свои представительства в Москве, Новосибирске, Иркутске, Республике Коми... В Калмыкии вообще доходило до полного безумия - там в конце 90-х мунизм насаждался как государственная идеология. А какая же еще, если принципы мунизма провозглашались государственным секретарем Калмыкии по идеологии, тиражировались государственными газетами, транслировались государственным телевидением, преподавались, а точнее сказать, проповедовались в калмыцких школах. Муну чудом не удалось (тут восстала общественность) прибрать к рукам Калмыцкий госуниверситет, где ковались бы кадры мунистов.

Почему же общество теперь несколько менее восприимчиво к вирусу смутных идей? Потому что всякое сектантское "братство", какого бы цвета оно ни было, лечится братством... общечеловеческим, что ли? Нет, тут мало кто пошел на поправку. Нынешний уровень взаимной терпимости, сдержанности, милосердия, увы, пока не таков, чтобы исключить хронические обострения застарелой болезни. Тогда в чем дело? Полагаю, в том, что "Белое братство" было заболеванием сезонным. Реакцией общественного организма на смутные времена. Была же в России "малеванщина" - массовый психоз, поразивший десятки тысяч людей в 90-е годы ХIХ столетия, когда крестьянин Кондрат Малеванный объявил себя живым Христосом. Точно так же и 90-е оказались эпохой тотальной расхристанности, а свято место пусто не бывает. "Молитесь господу Марии Дэви Христос! - взывала издававшаяся "белыми братьями" газета "Юсмалос". - Кто еще может вас спасти?"

Сегодня, будто очнувшись от морока, спрашиваешь себя: что это было? А то и было. Отсутствие на самом верху продуктивных идей замещалось мистическими, бредовыми суррогатами. А дефицит веры в низах провоцировал появление "юсмалианства" и прочей ахинеи. И те, кто управлял, и те, кем управляли, легко откликались на зов самозваных пророков. Власть привечала Георгия Рогозина (пребывал в высоком окружении такой звездочет, колдун и прорицатель, создававший вокруг "благоприятное энергетическое поле" и приспосабливавший оккультные науки к практике управления государством), толпа - Марию Дэви Христос.

Времена изменились. В действиях российской власти сегодня уж никак не обнаружишь шаманского экстаза. В свою очередь и массовое сознание вроде бы успокоилось, перестало неприкаянно метать ся, найдя себе удобную опору в "просвещенном патриотизме" после десятилетней, мучительной, как наркотическая ломка, безыдейщины. Но нет и теперь стопроцентной гарантии, что кто-то вдруг не подхватит на сквозняке современной эпохи какую-нибудь духовную заразу. В Благовещенске две школьницы выбросились с балкона 12-го этажа. Выясняя, что ими двигало, оперативники обнаружили школьную сумку, а в ней - написанную карандашом предсмертную записку: "Самоубийство посвящается одиноким воинам декаданса".

Как видим, полное излечение еще не наступило. Возможны рецидивы.