XVI фестиваль "Звезды белых ночей", который, как и все события нынешнего сезона, будет посвящен 225-летию Мариинского театра.
Марафон откроется 10 мая новой постановкой "Псковитянки" Римского-Корсакова, продлится 79 дней, представит 120 оперных, балетных постановок, концертных программ и завершится мировой премьерой оперы Александра Смелкова "Братья Карамазовы" и новым балетом Алексея Ратманского "Лунный Пьеро", поставленным в Нью-Йорке для Дианы Вишневой.
Все шестнадцать лет, что фестиваль "Звезды белых ночей" существует на Мариинской сцене, он удерживает самый тяжелый вес в категории международных российских музыкальных проектов. И статус его определяется не только количеством топовых имен, выступающих на сцене Мариинки в постановках и с сольными программами (в этом году - Ольга Бородина, Василий Герелло, Дмитрий Хворостовский, Томас Хэмпсон, Мария Гулегина, Брин Терфель, Рамон Варгас, Рене Папе, Феруччо Фурланетто), но и самим реестром событий, в числе которых - спектакли и новейшие премьеры Мариинки, спецпроекты фестиваля (в этом году "Тристан и Изольда" Вагнера с видеодизайном Билла Виолы), выступления именитых оркестров, ансамблей, солистов, дирижеров, а также любимые Гергиевым тематические композиторские циклы (в этом году - оперный цикл Римского-Корсакова) и ритуальный мариинский эксклюзив - вагнеровское "Кольцо нибелунга" (с 10 по 15 июня). По качеству эти программы не уступают ни одному музыкальному сессиону мира, и Гергиев подтверждает свои амбиции: "Создавая "Белые ночи", я и рассчитывал создать масштабный международный фестиваль, который бросал бы вызов Зальцбургу, Байройту. А это великие фестивали с отшлифованной структурой, с колоссальным финансированием, с инфраструктурой, включающей в себя лучшие отели, лучшие туристические фирмы, сувенирный бизнес, работу бургмейстерств, то есть мощнейшие структуры, которые работают на фестиваль, а фестиваль - на них. А у нас - великий Петербург". И хотя сращивания города с фестивалем, как в европейских центрах, за шестнадцать лет так и не случилось, фестиваль "Звезды белых ночей" стал весомой частью российской музыкальной культуры, осуществляющей также и бизнес-цель - превратить Петербург в мировой центр элитного музыкального "туризма".
На презентации программы нынешнего фестиваля, проходящего под знаком юбилея Мариинского театра, маэстро предавался ностальгии, вспоминая собственные юношеские впечатления от спектаклей, увиденных на Кировской сцене, а также мастеров, с которыми были связаны история театра и его собственная жизнь. На фестивале будет показана "Пиковая дама" эпохи Юрия Темирканова, планируются посвящения другим дирижерам исторической сцены, в том числе и Константину Симеонову.
С острой исторической памятью связано и появление в афише "Псковитянки" Римского-Корсакова, премьера которой предстоит в театре в ближайшие дни (25 и 26 апреля): с одной стороны, это опера композитора, чьи партитуры получили "крещение" на сцене Мариинки, благоговейно сохраняющей и сегодня статус "дома" для Римского-Корсакова, а с другой - в характере обращения к "Псковитянке" отражается интерес маэстро к возобновлениям постановок времен Кировского театра в эстетике "сталинского классицизма". На этот раз в монументальном оформлении Федора Федоровского будет реанимирована постановка 1952 года. Ею и откроется фестиваль, посвящающий этот спектакль Федору Шаляпину, 105 лет назад исполнявшему на этой сцене партию Ивана Грозного. В серии "Белых ночей" покажут также оперы Римского-Корсакова "Садко", "Царская невеста", "Сказание о невидимом граде Китеже".
Среди крупных событий предстоящих "Ночей" - фестиваль французской музыки, в рамках которого будут исполнены оперы "Бенвенуто Челлини" и "Осуждение Фауста" Берлиоза, состоится премьера "Испанского часа" Равеля в русскоязычном варианте, прозвучит симфоническая и камерная музыка Поля Дюка, Оливье Мессиана, Клода Дебюсси. А кульминацией станет приезд в Петербург 91-летнего патриарха французской музыки Анри Дютийе. "Это самый
известный, самый маститый и, вероятно, лучший из ныне живущих французских композиторов, - считает Гергиев.
К разряду "новинок" на фестивале можно отнести и готовящуюся премьеру оперы польского композитора эпохи модерна Кароля Шимановского "Король Рогер" (16 июля), запрещенной к показу в России в советские времена (московская публика впервые услышала ее во время гастролей Варшавской Национальной оперы на сцене Большого театра в 2002 году). "Музыка Шимановского почти неизвестна в России, и эта акция имеет и просветительские цели, и фестивальный формат, потому что фестиваль - это
всегда представление какого-то количества необычных событий", - подчеркнул Гергиев. Но самым же ожидаемым событием фестиваля должна стать мировая премьера оперы петербургского композитора Александра Смелкова по роману Достоевского "Братья Карамазовы". Премьера намечена на 23 и 24 июля, под занавес фестиваля: партитура была заказана композитору театром и после нескольких лет работы наконец завершена. Акценты новой оперы определились интересом композитора к проблематике "Легенды Великого инквизитора". Спектакль так и будет называться: "Братья Карамазовы - Великий инквизитор".