Новости

19.04.2008 03:00
Рубрика: Экономика

Шлейф вокруг шельфа

Кому помешали российские исследования в арктических морях

Морская коллегия под руководством первого вице-премьера Сергея Иванова вчера занималась определением внешних границ арктического континентального шельфа.

Жаркие дебаты вокруг его принадлежности разгорелись после того, как на дне северных морей были обнаружены огромные запасы углеводородов и других природных ископаемых, а в холодные воды Арктики зачастили рыболовы-браконьеры. Для разрешения таких споров существуют две международные конвенции. Однако установлению границ шельфа в этом регионе они не помогли. Во всяком случае, когда в 2001 году Россия направила в ООН заявку с указанием своих территориальных претензий, документ "завернули". Официальной причиной отказа стал недостаток информации по состоянию дна.

Дело в том, что шельф признают "национальным", если стране удается доказать: он является продолжением расположенного на суше хребта или частью естественного плато. Такие доказательства российские ученые искали и находили в арктических морях все последние годы. В частности, на плато Менделеева и хребте Ломоносова они провели комплексные геолого-геофизические исследования. Акустическое, теле- и фотоизучение района шло с воздуха и воды. С атомного ледокола "Арктика" полярники на батискафе опустились на океанское дно возле Северного полюса, взяли пробы грунта на глубине более 4 тысяч метров и установили там Государственный флаг РФ. Предварительный анализ добытых материалов подтвердил, что морской хребет и донное плато являются продолжением российского континентального шельфа. А значит, его границы следует продлить. Геологическое обоснование такой заявки сейчас готовят наши специалисты. Параллельно идут переговоры с Данией, Канадой и США по делимитации арктического шельфа.

Активность наших исследований в северных морях не всем пришлась по душе. Например, канадские власти восприняли российский флаг на арктическом дне чуть ли не как покушение на суверенитет страны. Такая реакция удивила президента Путина. На одной из пресс-конференций он заметил, что в Арктике "мы ничего не делаем в явочном порядке". На самом деле с юридической точки зрения Россия действовала и действует там строго в рамках Конвенции ООН по морскому праву.

Недовольство за океаном объяснить просто. По оценкам экспертов, запасы углеводородного сырья в регионе оцениваются в 4,9 миллиарда тонн. Сергей Иванов вчера напомнил, что речь также идет о серьезном приращении нашей территории. Российский континентальный шельф в Арктике может увеличиться в общей сложности на 1,2 миллиона квадратных километров. Правда, для этого ученым сначала надо изучить 24 тысячи километров дна. Геологоразведочные работы в регионе планируют выполнить за два года, а в 2011-м Россия направит в ООН новую шельфовую заявку - более подробную и обоснованную, чем первая.

Морская коллегия отдельно выделила проблему Охотского моря. В его центральной части образовалась "серая" зона размером с небольшое европейское государство. На площади 56 тысяч квадратных километров давно хозяйничают рыболовы-браконьеры со всего света.

- Их деятельность иначе, как хищнической не назовешь, - заметил первый вице-премьер. - Там творится беспредел, а это наносит серьезный урон экономическим интересам России.

Положить конец биологическому пиратству могли бы наши пограничники и военные. Но пока не разберутся со спорным шельфом, путь в охотскую "черную дыру" для них закрыт. К сожалению, ускорить процесс не позволяют и чисто субъективные причины. Они, в том числе, связаны с задержкой дополнительных исследований по линии минобороны и министерства природных ресурсов.

Вторым вопросом на коллегии значилась оптимизация работы пунктов пропуска в портах. Эта проблема, похоже, набила Сергею Иванову оскомину. Только за последний год он трижды обращался к болевым точкам морского грузооборота, обсуждал их и на Госсовете, и на заседаниях правительства, и на Морской коллегии. А воз, что называется, и ныне там. Главные беды в несвоевременной отправке грузов первый вице-премьер связывает не столько с техническими неувязками, хотя и их хватает, сколько с организационными проблемами портов (персонал подготовлен слабо и не несет никакой ответственности за простой контейнеров) и конфронтацией между правоохранительными структурами и грузоотправителями, грузополучателями, судовладельцами. Последние вынуждены самостоятельно искать способы преодоления многочисленных кордонов.

- Такое впечатление, что кто-то заинтересован в такой игре без правил. А при их отсутствии широко расцветают коррупция и нарушение законности, - заявил Сергей Иванов.

Правила работы в портах - ясные, прозрачные и проверяемые, по его мнению, должны быть и для тех, кто пересекает границу, и для тех, кто ее охраняет. Иначе мы и дальше будем нести многомиллионные потери.

Вчера же Морская коллегия наметила пути выхода из кризиса в водолазном деле.

Экономика Отрасли Ресурсы Правительство Минобороны Военно-морской флот
Добавьте RG.RU 
в избранные источники