Приближающаяся инаугурация нового президента России Дмитрия Медведева вызывает в экспертном сообществе активную дискуссию об итогах путинской "восьмилетки".
Однако те, кто торопится подводить итоги, вероятно, несколько спешат, поскольку на самом деле влияние Владимира Путина на российскую политику в ближайшее время будет по-прежнему оставаться существенным. В этой связи логичней говорить не об итогах, а о промежуточных результатах, о том, каковы дальнейшие перспективы курса развития страны, который был заложен Путиным и теперь будет продолжен Медведевым.
Курс Путина получил точное идеологическое определение в формуле "суверенная демократия". В этой идеологеме сочетаются консолидация общества и власти, упрочение основ российской государственности, приоритет национально-государственных интересов как во внутренней, так и внешней политике, многовекторная международная активность, адекватный ответ актуальным угрозам и вызовам, стоящим перед Россией. Очевидно, что по всем этим направлениям Россия далеко продвинулась по сравнению с 90-ми годами.
Важным фактором успеха стало существенное изменение в характере развития и, как следствие, укрепление российской экономики. За последние восемь лет политическая элита осознала, что только конкурентоспособная национальная экономика может обеспечить суверенное развитие современного государства. Экономическая основа суверенитета в современном глобальном мире - это не абстрактные показатели профицита бюджета, а контроль над стратегическими отраслями национальной экономики и способность влиять на расклад сил в мировой экономике.
Возьмем, к примеру, "Газпром". Сколько раз речь шла о так называемой "либерализации" этой "естественной монополии"? Как часто раздавались призывы со стороны западных и отдельных наших экспертов раздробить этот гигант на множество мелких компаний. Тем не менее газовый концерн остался российским, а его крупнейший акционер - государство. В результате сейчас "Газпром" - это крупнейшая газовая компания мира с капитализацией порядка 312,5 миллиарда долларов. В рейтинге Forbes крупнейших публичных корпораций мира российский газовый гигант занял в прошлом году уже 19-е место, в то время как в 2006-м он находился лишь на 44-й позиции. Более того, ни для кого не секрет, что "Газпром" под руководством Алексея Миллера в последнее время стал едва ли не главным российским брендом на Западе.
Аналогичная ситуация складывается и в других секторах экономики, где государство удерживает стратегические позиции. В нефтяном комплексе, в отличие от газового, изначально появилось множество игроков, однако постепенно здесь также на ведущие роли вышли крупные компании - "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ". Данные компании не просто крупнейшие в нашей стране, они являются активными игроками на мировом рынке. Зарубежные инвестиции компании Вагита Алекперова в прошлом году составили 10 миллиардов долларов, практически такой же размер инвестиций, кстати, у "Газпрома".
Принципиально важно, что это все российские компании, основные собственники у них не иностранцы. Вероятно, этот же фактор определяет и изменение отношения к нефтяной отрасли. Если раньше здесь преобладал потребительский подход - выкачивание ресурсов, то теперь компании задумываются над инвестициями в разведку месторождений, их техническим освоением, повышением зарплат рабочим.
Еще более интересная складывается ситуация в металлургии. За последнее десятилетие там выросли настоящие гиганты, которые теперь покоряют мир. "Северсталь" скупает активы за рубежом. РУСАЛ стал производителем N 1 алюминия в мире и скупает активы в самых разных частях мира - Нигерия, Сербия, Австралия, Украина.
Принципиально важно, что еще совсем недавно в этой отрасли царили совсем другие порядки. В ту же алюминиевую отрасль в начале 90-х пришли иностранные компании. Уже в год распада СССР (1991) Красноярский алюминиевый завод попыталась подчинить себе швейцарская компания Marc Rich. На следующий год такую же попытку, и тоже безуспешную, предпринимала зарубежная компания Trans World Group, но уже в отношении Братского алюминиевого завода. И это было понятно. С помощью толлинговых схем с российских алюминиевых производств выводились колоссальные прибыли, тогда как сами предприятия нищали, а рабочие получали мизерные зарплаты. Как и в случае с нефтянкой, в алюминиевой промышленности доминировало стремление выкачивать доходы, а не вкладываться в модернизацию производства. Символом того времени стали настоящие алюминиевые войны в Красноярском крае, жертвами которых становились не только бизнесмены и бандиты, но и простые граждане.
Символом современных перемен в отрасли стала объединенная компания РУСАЛ, объединившая активы не только Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга, но и швейцарской Glencore. Компания тем не менее осталась под российским контролем. Дерипаска и Вексельберг смогли вытеснить из отрасли не только западных перекупщиков, но и криминальные группировки, последнее стало возможным, безусловно, благодаря четкой государственной политике, направленной на декриминализацию экономики. Мировой алюминиевый гигант укрепляет позиции России в мире, заставляет считаться с нашими предпринимателями за рубежом. Получаемые доходы инвестируются в технологическую модернизацию, расширение производства, все это позволяет считать лидерство России в алюминиевом бизнесе не сиюминутным, а долгосрочным.
Консолидация активов началась и в промышленности. За последний год появились крупные промышленные холдинги с доминирующим государственным участием - Объединенная авиастроительная компания, Объединенная судостроительная компания. Россия берет курс на восстановление своего статуса одной из ведущих промышленных держав в мире, все это происходит при непосредственном участии государства, выступающего в качестве гаранта поддержки и развития соответствующих отраслей.
Таким образом, можно говорить о том, что один из главных промежуточных результатов путинской восьмилетки - это сохранение российского статуса за большинством стратегически важных предприятий, предотвращение их поглощения западными компаниями. В новой ситуации динамично развивающийся современный российский бизнес получает новый импульс к развитию и модернизации производства, выходит на хорошие стартовые позиции для экспансии на мировые рынки.
Не вызывает сомнений, что Дмитрий Медведев будет закреплять и развивать данный результат, поскольку прочный экономический базис - это и основа суверенной демократии, и условие дальнейшей реализации национальных интересов нашего государства.