Приземление спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА-11" с экипажем 16-й экспедиции на МКС - россиянином Юрием Маленченко, американкой Пегги Уитсон и первой женщиной-космонавтом Южной Кореи Йи Сойон прошло по резервному варианту: корабль сорвался на баллистический спуск. Находившиеся на его борту космонавты испытали перегрузки, в 2-3 раза превышающие норму.
В субботу тем, кто находился в ЦУПе, пришлось изрядно поволноваться. По плану, спускаемый аппарат "Союза" должен был приземлиться примерно в 12 часов 30 минут в 80 км севернее казахстанского города Аркалык. Спуск с орбиты начался вовремя и неожиданностей ничего не предвещало. Однако ожидание посадки затянулось. Ее подтверждение поступило от спасателей на 21 минуту позже. Как сообщили корреспонденту "РГ", космическая капсула приземлилась по баллистической траектории на 450 км дальше расчетного места, в точке 50031 широты и 61006 долготы.
Надо сказать, что баллистический спуск - это вовсе не ЧП. Всего предусмотрено три штатных режима возвращения с орбиты: автоматический управляемый, ручной управляемый и баллистический. Последний вариант - резервный. Он крайне неприятен, а потому нежелателен: здесь корабль идет по более крутой "дороге". При этом капсула закручивается, а космонавты испытывают перегрузки - до 8-9 g вместо штатных 3-4 g.
Это уже второй подряд случай, когда "небожители" спускаются по баллистической траектории. В октябре 2007 года в аналогичной ситуации оказался экипаж "Союз ТМА-10" - Олег Котов и Федор Юрчихин, а также первый малайзийский космонавт Шейх Музафар Шукор. Тогда выяснилось, что на "Союзе" был поврежден кабель системы управления, из-за чего на две минуты раньше, чем при автоматическом управляемом спуске, сработала основная система парашютирования. В итоге космонавты приземлились в 300 км от расчетной точки. По их словам, перегрузка нарастала постепенно, но была очень приличная - 8,56 единицы. "После перегрузки в семь единиц мы перестали докладывать на Землю о самочувствии, чтобы беречь дыхание", - рассказал Федор Юрчихин журналистам после полета. А Шейх Музафар Шукор добавил, что ему казалось: "Как будто большой слон давил на грудь".
Еще раньше, в мае 2003 года, резервную схему встречи с Землей пришлось испытать на себе Николаю Бударину, Кеннету Бауэрсоксу и Дональду Петтиту. В результате экипаж "Союза ТМА-1" оказался в 460 км от расчетного района посадки. Кстати, тогда космонавтов, у которых еще не было спутникового телефона, искали больше трех часов. Как позже выяснила комиссия, причиной перехода в режим баллистического спуска стал сбой в блоке управления спуском.
Как говорят специалисты, перегрузки до 9 единиц, которые длятся очень короткий промежуток времени, не угрожают здоровью и жизни космонавтов. Но что это такое, можно представить: на человека с весом 80 килограммов действует сила в 800 килограммов! Тех, кто готовится к полету, специально тренируют для таких "слонов" на центрифуге в Звездном городке.
Сразу после посадки Юрий Маленченко, Пегги Уитсон и Йи Сойон попали в руки медиков. Те констатировали: все трое чувствуют себя хорошо. Даже после столь жестких земных "объятий" у Маленченко было 78 ударов сердца в минуту, а у его "спутниц" - 76.
Почему "Союз" на этот раз переключился на режим баллистического спуска, пока непонятно. Генеральный конструктор РКК "Энергия" Виталий Лопота уточнил, что с причиной разберутся, когда аппарат доставят в Королев. А глава Роскосмоса Анатолий Перминов заметил: "Экипаж, когда был в спускаемом аппарате, во время сеанса связи с оперативной группой не дал информацию о баллистическом спуске". Такое сообщение специалисты получили от экипажа самолета поисково-спасательной службы, который прикрывал траекторию посадки по этому варианту.
Юрий Маленченко и Пегги Уитсон проработали на орбите почти 192 суток.
Причем Пегги, первая в истории женщина - командир станции, стала рекордсменкой по суммарному пребыванию в космосе среди американских астронавтов: у нее за плечами теперь 377 "звездных" дней. Прежний рекорд принадлежал Майку Фоэлу, который провел на орбите 374 дня.
По оценке специалистов, эта экспедиция стала одной из самых насыщенных за всю историю орбитальных комплексов "Мир" и МКС. Экипаж принял три шаттла, два российских грузовика "Прогресс" и пристыковал первый европейский "грузовик" серии ATV - "Жюль Верн". Кроме того, космонавты провели три выхода в открытый космос по американской программе. Первый выход провели Маленченко и Уитсон, во втором и третьем россиянина заменил астронавт НАСА Дэниел Тани, который прилетел на шаттле в конце октября прошлого года. Во время работы за бортом космонавты подготовили новый модуль NODE-2 ("Хармони"), к которому в дальнейшем присоединили европейский модуль "Колумбус", доставленный на орбиту шаттлом "Индевор". И все это - не считая большой программы научных исследований. Теперь космонавтов ждет медицинское обследование и долгожданный отдых.
А на МКС остались члены 17-й экспедиции Сергей Волков и Олег Кононенко. Их вахта продлится до осени.