Банк России направил на обсуждение участникам рынка проект указания "О порядке отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций при установлении существенной недостоверности отчетных данных". Согласно проекту отозвать лицензию можно будет не по совокупности причин, а при наличии хотя бы одного повода. В числе оснований для отзыва появится и такое - неотражение в отчетности операций на сумму свыше 600 тысяч рублей.
Что же думают по этому поводу участники рынка?
Алексей Терехов, вице-президент компании ФБК по банковскому аудиту:
- Появление этого проекта - существенный шаг в развитии банковского надзора в России. До сих пор непрозрачность процедур качественного анализа деятельности банков со стороны ЦБ зачастую приводила к сомнениям в обоснованности применения мер по отзыву лицензий у тех или иных банков. В этом смысле появление проекта указания - это и признание существовавшей проблемы, и демонстрация намерения сделать процедуру отзыва лицензии прозрачной.
Другое дело, какие конкретные критерии будут заложены в указаниях ЦБ. На мой взгляд, нельзя делать мерилом ответственности банков недифференцированный количественный критерий.
Принятие в качестве одного из критериев неотражения в отчетности операций на 600 тысяч рублей может разделить банковский сектор на два лагеря: нарушителей и тех, у кого нарушения пока не обнаружили. Всем понятно, что такая ошибка в учете, как неотражение операции на 600 тысяч рублей, - вещь редкая. Однако, думаю, ни один банкир не даст гарантии, что этого с ним никогда не случится. И вот здесь очень важно разделить - насколько чувствительна такая ошибка для кредиторов и вкладчиков.
Для небольших банков 600 тысяч рублей - безусловно, критичная сумма, для крупных же, что комариный укус для слона... Парадокс заключается в том, что до сих пор регулятор рынка наиболее придирчиво следил за небольшими банками, именно им предъявлялась большая часть претензий. В случае принятия указания ЦБ в предложенном виде защищаться в первую очередь придется крупнейшим участникам рынка.
Андрей Северилов, управляющий партнер "Управляющей компании "Независимые директора":
- Если указание Банка России будет издано в предлагаемой редакции, оно в корне изменит структуру отношений "ЦБР-коммерческий банк-клиенты".
Техническая ошибка или халатность рядовых исполнителей может стать формальной причиной для лишения банка лицензии даже при наличии лишь одного такого случая.
С другой стороны, у регулятора появляется дополнительный инструмент для борьбы не только с банками, активно работающими на теневом рынке, но и с теми кредитными учреждениями, которые для ЦБР являются слишком независимыми или просто неугодными.
Отсутствие у банков права на ошибку вряд ли может позитивно сказаться на устойчивости и без того еще не окрепшей банковской системы. Более того, такое указание увеличит нагрузку на клиентов. Очевидно, что теперь банки обяжут предоставлять документацию и информацию по всем операциям стоимостью свыше 600 тысяч рублей, в том числе и по типовым хозяйственным операциям. То есть для конечного клиента увеличится документооборот, уменьшится конфиденциальность сделок.
Сам же лимит контроля операций чересчур низок. Например, многим европейским банкам, которые также борются за "чистоту" бизнеса, предоставлять первичную документацию необходимо лишь при объеме транзакций в 100 тысяч евро и выше.
Наталья Борзова, заместитель генерального директора ООО "ФинЭкспертиза" по работе с кредитными организациями:
- Даже при более детальном описании оснований для отзыва лицензии ключевой остается фраза: "Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию".
То есть может и не отозвать. А вот критерии того - станет или не станет - уже выходят за рамки любых закрытых перечней.
Что касается однократного нарушения, банки становятся практически беззащитными в случае совершения ошибки, в том числе и технической. Хотя однократное нарушение норматива едва ли таит угрозу кредиторам и вкладчикам. Значит, снова есть поле для различных трактовок. И, скорее всего, равноправия здесь мы не увидим - ошибка крупного банка будет менее катастрофичной в глазах ЦБ, чем ошибка малого.
Или вопрос с размерами резервов: ведь существует интервал отчислений в зависимости от категории качества. И вот допустим: категория верная, да размер отчислений, принятый банком под эту категорию, не понравится Банку России. Пересчитанный регулятором резерв запросто может повлиять на обязательные нормативы и в итоге будет квалифицирован как нарушение. Ну а дальше - понятно.
P.S. Оставляя без комментариев мнения наших экспертов (разбирать их, обобщать, при надобности отвечать - прерогатива Банка России), заметим лишь, что высказаться на страницах "Российской бизнес-газеты" мы пригласили и коммерческие банки. Казалось бы, они прежде всего заинтересованы в том, чтобы их слово было услышано, тем более что сам ЦБ призывает к дискуссии. Но ни один из них не воспользовался предоставленной возможностью. Пока не готовы - вежливо ретранслировали нам пресс-секретари свой высший менеджмент. Мы не такие дураки, чтобы на страницах газеты вступать в спор с ЦБ, по-дружески пояснял нам персонал попроще. Остается предположить, что наши комбанки по-прежнему не видят другой возможности обсудить жизненно важные для себя вопросы иначе как без лишних ушей. Печально.