22.04.2008 02:00
    Поделиться

    Депутаты намерены убрать из административного кодекса статьи о наказании "зайцев" на транспорте

    Интересный закон может появиться у нас. И касаться он будет тех, кто норовит передвигаться на транспорте, не платя за проезд.

    На умении ловить "зайцев" выросло не одно поколение кондукторов и водителей. Появились даже специальные методики их отлова. А сколько мастеров пера и кисти увековечили нежелание отдавать деньги за езду! Депутаты Госдумы уже одобрили в первом чтении законопроект, который отменяет в законе статьи о штрафах за безбилетный проезд или провоз багажа.

    Документ был концепцией правительственного законопроекта, который, если говорить юридическим языком, вносит достаточно серьезные изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Этот же законопроект перераспределяет между уровнями власти полномочия по привлечению граждан к административной ответственности.

    Речь идет о праве составлять протоколы об административных правонарушениях и выносить решения о наложении штрафа или другого административного наказания.

    Согласно поправкам, которые в первом чтении одобрили думцы, в кодексе будут упразднены две статьи - "безбилетный проезд" и "нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузо-багажа". Таким образом, отменяется ответственность за безбилетный проезд и нарушение правил провоза ручной клади и багажа на транспорте, безбилетный провоз детей, животных.

    Так что же, теперь наступает эпоха "зайцев"? И им можно будет разъезжать в электричках и самолетах, не покупая билет? К сожалению, нет. Штрафы останутся.

    Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец объяснил, что полномочия по определению штрафов за безбилетный проезд не исчезают бесследно. Они просто переносятся с федерального на региональный уровень. Вот поэтому соответствующие нормы и удаляются из административного кодекса, который является федеральным законом и обязателен для исполнения на всей территории страны. А в каждой местности своя власть назовет свои штрафы.

    - Мы распределяем полномочия между федеральным центром и субъектами РФ, и многие вопросы будут теперь решаться на уровне регионов. Как субъект решит, так и будет, это его дело. Не дело Москвы решать, например, вопрос, как ехать в электричке в Хабаровске, - сказал Москалец.

    Есть еще одна причина, по которой статьи о штрафах убирают. Дело в том, что пассажирскими перевозками в стране занимаются частные компании. Они продают пассажиру билет и тем самым заключают с человеком договор о перевозке.

    Правда, "зайцы" от этого не исчезнут и частным перевозчикам все равно надо будет решать "ушастую" проблему. Может, создавать свои службы безопасности или придумать что-то более оригинальное. Весьма вероятно, что сегодняшние штрафы с безбилетников в каких-то регионах могут подрасти.

    В Госдуме документ представлял представитель правительства, статс-секретарь - замминистра юстиции РФ Анатолий Бондар.

    - Эти правоотношения частного перевозчика с пассажиром являются гражданско-правовыми и не требуют административного регулирования, - сказал он.

    На самом деле в будущем законопроекте речь идет не только о штрафах за безбилетный проезд и провоз любимого Шарика. По словам Бондара, в целом законопроект, разграничивая полномочия органов власти, устраняет дублирование надзорных функций и лишний контроль со стороны государства за работой хозяйствующих субъектов.

    По этому законопроекту, если он пройдет в Думе все чтения, в ведении регионов будут теперь полномочия по составлению протоколов и штрафы за самые разные нарушения: при лесопользовании, использовании недр, водных объектов и животного мира.

    - Документом разграничены полномочия накладывать штраф между органами Роспотребнадзора, Росздравнадзора и МВД в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, условий воспитания и обучения, соблюдения правил охраны атмосферного воздуха, законодательства о рекламе, правил продажи товаров, при выполнении работ или оказании услуг ненадлежащего качества, - сказал замминистра.

    И добавил, что документ, который рассмотрели в Думе, исключает из ведения МВД и Федеральной антимонопольной службы полномочия по рассмотрению дел по административным правонарушениям, которые не входят в сферу их регулирования, в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, ценных бумаг.

    Но отняв у одних полномочия, разработчики законопроекта добавили их другим. Так, правом составлять протоколы об административных правонарушениях теперь могут быть наделены должностные лица пожарного надзора, органов, уполномоченных в области обороны, Рособрнадзора, судебные приставы-исполнители.

    Весь, как говорят юристы, исчерпывающий перечень учреждений исполнительной власти, чьи должностные лица имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, перечислены в административном кодексе.

    Справка "РГ"

    Сегодня за безбилетный проезд в пригородных электричках взимается штраф в размере 100 рублей, в поездах дальнего сообщения - 200 рублей. Существует даже несколько экзотический штраф - за безбилетный полет на самолете. Он тоже составляет 200 рублей. С "зайца" в междугороднем автобусе возьмут 100 рублей.

    За провоз без билета детей полагается штраф в два раза меньше штрафа с взрослого. Провоз багажа больше установленной нормы на железнодорожном, авиа-, авто- и морском транспорте, а также перевозка без оплаты домашних животных и птиц наказывается штрафом в 100 рублей.

    Поделиться