22.04.2008 02:58
    Поделиться

    ФАС нашла причину очередного лекарственного кризиса

    Федеральная антимонопольная служба, похоже, нашла причину очередного лекарственного кризиса. В обнародованном исследовании произведенных за последние два года госзакупок утверждается, что там, где активно применяется аукцион, появляется возможность в разы увеличить объем закупок. В качестве негативного примера приводится ситуация с препаратами для анестезии в Санкт-Петербурге.

    На сэкономленные средства заказчик может сразу заключить контракт на большее количество продукции. "Размещение заказов на аукционах позволяет заказчику на выделенные в рамках заказа средства закупить товаров значительно больше, чем было запланировано изначально. В случае с закупкой медикаментов для населения это означает, что количество людей, которым станут доступны лекарства, увеличится в 3,5 раза", - рассказал "РГ" начальник управления по контролю за размещением госзаказа ФАС Михаил Евраев.

    Другое дело, что сегодня не все регионы подходят к проведению аукционов с большим энтузиазмом. В частности, в Санкт-Петербурге, где в больницах сложилась тревожная ситуация с лекарствами, с начала действия закона количество размещенных государственных заказов на аукционах составило всего 1,1 процента. Это, по словам Михаила Евраева, один из худших показателей в стране.

    Полная противоположность - Татарстан. Там по состоянию на 2 апреля 2008 года на аукционах было размещено 42 процента от общего количества заключенных контрактов. Как рассказал Михаил Евраев, никакого "права выбора" - размещать заказ через аукцион или конкурс - нет. Весной 2007 года правительство России утвердило перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется исключительно с помощью аукционов. В него вошли топливо и продукты газо- и нефтепереработки, пищевые продукты, фармацевтические и лекарственные препараты, косметические средства. В феврале нынешнего года перечень был существенно расширен. А вот не включенные в него товары и услуги могут приобретаться как через конкурсы, так и через аукционы - по усмотрению региональных властей.

    "В Казани, к примеру, все необходимое для госнужд приобретается исключительно на аукционах с начала 2006 года - соответствующее распоряжение руководства республики было подписано еще до выхода федерального закона о госзакупках. А вот в Санкт-Петербурге и после вступления закона в силу органы власти стараются избежать проведения аукционов", - говорит Михаил Евраев.

    Между тем, хоть и критикуют закон о госзакупках, примеры его эффективности впечатляют. По данным ФАС, в прошлом году благодаря проведению госзакупок с помощью аукционов российский бюджет сэкономил почти 170 миллиардов рублей. И еще 106 - в позапрошлом, когда вступил в силу закон о размещении заказов на поставки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Одним из наиболее ярких примеров "полезности" аукционов могут служить торги на поставку медицинских иммунобиологических препаратов для населения, проведенные в этом году. Начальная цена контракта по лоту составляла более 3,5 миллиарда рублей, а итоговая цена получилась чуть больше одного миллиарда. Таким образом, экономия только по одному лоту составила 2,5 миллиарда рублей, или более 70 процентов. "Если бы вместо аукциона проводился, как раньше, конкурс, то, думаю, итоговая цена контракта не сильно бы отличалась от начальной", - отмечает чиновник.

    Еще один пример - это проведенный Федеральной миграционной службой аукцион на оказание услуг по технической поддержке и сопровождению ИТ-инфраструктуры. Начальная цена контракта - 720 миллионов рублей, итоговая - 295 миллионов. Экономия - 425 миллионов рублей, или почти 60 процентов от начальной цены.

    Всего в 2007 году ФАС проверила 27 325 процедур размещения заказов, из них в 42 процентах случаев были выявлены нарушения законодательства, возбуждено 1654 дела об административном правонарушении, выписано две с половиной тысячи штрафов на общую сумму 37 миллионов 870 тысяч рублей.

    Чаще всего госслужащих наказывали рублем за нарушение части 2 статьи 7.30 КоАП, то есть за несоблюдение порядка размещения заказов: требований к срокам опубликования в официальном печатном издании или на официальном сайте извещений о проведении торгов, протоколов заседаний комиссии, конкурсной документации. Также нарушались требования к порядку предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, вскрытия конвертов с заявками на участие, отбора участников.

    "Проверка соблюдения госпредприятиями аукционного перечня - один из приоритетов в нашей работе, - говорит Михаил Евраев, - и любые подмены аукционов конкурсами ведут не только к наложению штрафов на должностных лиц, но и к аннулированию результатов процедуры".

    Поделиться