22.04.2008 02:00
    Поделиться

    Валентин Завадников: Закон об инвестициях в стратегические отрасли превратил все отрасли в стратегические

    Совет Федерации на прошлой неделе одобрил Закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

    Идея была нормальной: все страны в мире так или иначе регулируют приток иностранных инвестиций. В России соответствующие нормы были рассеяны по многим законам, стояла задача объединить их в один документ. Что вышло из этой идеи? Читаем закон.

    Первая группа отраслей, инвестиции в которые ограничены, действительно имеет отношение к безопасности страны, и с этим не поспоришь. Да, ограничение будет иметь негативные последствия для соответствующих сфер деятельности (например, для геологоразведки), но - куда деваться.

    Вторая группа запретов продиктована явно лоббистскими устремлениями. Логика есть и здесь. Создана государственная авиастроительная корпорация, она считает, что справится со своим бизнесом сама и конкуренты ей не нужны. Соответствующая продукция объявлена "товаром двойного назначения" (гражданского и военного), что и является формальным поводом для ограничений.

    Однако после 30-го пункта начинается сущая клиника. Как вам, например, то, что стратегической отраслью названа полиграфия? Иностранец не может владеть мощностями, которые позволяют печатать более 200 тысяч копий в месяц. Вам это не напоминает старый советский запрет на ксероксы? Еще круче: иностранец не может владеть радио или телестанцией, которая вещает более чем на половину населения субъекта Федерации. Почему, что такого скажет иностранец? Правду? Если деятельность такого СМИ противоречит закону о СМИ, по этому закону его и надо преследовать, причем не важно, иностранец им владеет или нет. Если не противоречит, то в чем проблемы?

    Ситуация с этим законом - лишь одно из следствий появления в стране всесильных и нерыночных лоббистов, имя которым - госкорпорации. То, что они делают, противоречит логике рынка. Если на рынке появляется рыночный субъект, он принимает решение, неся сполна риски. И тот, кто его кредитует, тоже несет риски. Здесь все не так: в квазикоммерческий сектор пришли глобальные некоммерческие организации, которые заявляют, что их целью не является коммерция и извлечение прибыли. И у этих структур есть деньги в неограниченном количестве. Получателем этих денег также являются субъекты некоммерческие. Есть опасения, что те и другие деньги проедят. Само собой, проедят. Поэтому налицо административные попытки придумать способы "обэффективливания" их деятельности. С заранее заданным результатом.

    Тут проблема глобальная. Не нужно "лавки" создавать, чтобы те или иные деньги впрыснуть в ту или иную отрасль. Не это есть функция государства. Она, эта функция, в том, чтобы создать адекватные правила в том же ЖКХ, такие, чтобы туда деньги сами пошли с рынка. Нам возражают: а как иначе подтолкнуть к рынку те же МУПы? Да примите решение, что соответствующая деятельность не может вестись МУПами. Запретили же муниципалитетам вкладываться в банки. Да, мне возразят, что муниципалы начнут создавать карманный бизнес. Пускай. Хоть какие-то рыночные вещи появились бы. Попытка же якобы ввергнуть в рынок ЖКХ через госкорпорации - это смешно. Повторю, что задача государства - не создание странных форм для инвестирования денег в тот или иной рыночный сегмент, а в том, чтобы предпринимательская деятельность была эффективной. А какой может быть рынок, если госструктура принимает по определению решения, исходя из любых соображений (вкусовщины, дружбы, отката), но только не из соображений эффективности.

    То, что система госкорпораций развалится, мне совершенно понятно, и меня это и не радует, и не печалит. Если кто-то еще думает, что лучший бизнесмен - это чиновник, пусть с этим и живет, его переубеждать бесполезно. Жизнь покажет. Если между точкой А и точкой Б проложены рельсы и по ним навстречу друг другу идут два поезда, они столкнутся. Это аксиома. Что толку дискутировать по поводу аксиом?

    Будет ли крах этой системы иметь эффект домино для бизнесов? Вряд ли. Скорее, наоборот. Пока стоят госкорпорации, бизнесы сдерживаются в развитии. Их кончина, напротив, откроет пространство для нормальной конкуренции.

    Поделиться