Неуклонно возрастающие объемы продаж автомобилей в ЮФО в значительной степени обеспечены местными банками. Одной из причин небывалого спроса на дорогостоящую автотехнику стало разнообразие кредитных программ.
- Бурно развивающийся рынок банковских услуг привел к заметному увеличению продаж автомобилей, - отмечает директор по развитию одного из автосалонов Волгограда Андрей Бородай. - Появилось огромное количество программ автокредитования, в том числе и беспроцентных. В общем объеме сделок доля автомобилей, проданных в кредит, колеблется в зависимости от сезона от 20 до 70 процентов.
При выборе машины покупатели все больше склоняются к иностранным образцам. По данным ГАИ, на иномарки приходится уже половина автомобилей, эксплуатирующихся в регионе. Пять лет назад доля зарубежных авто не превышала 30 процентов.
- За последние пять лет число автомобилей, зарегистрированных в Волгограде, увеличилось на 52 процента. Только за прошедший год их количество возросло почти на 47 тысяч, - сообщил начальник отделения городского ГИБДД подполковник милиции Владимир Скабелин.
Большое количество шикарных седанов на улицах города красноречиво свидетельствует о довольно высоком уровне жизни населения.
- Спрос на дорогие автомобили растет, - говорит Андрей Бородай. - В этом году мы прогнозируем его увеличение на 30 - 40 процентов.
По мере роста благосостояния людей объемы продаж на авторынках будут падать. Сравнительно низкие цены остаются пока главным преимуществом неорганизованного рынка. Однако подержанные авто таят в себе множество неприятных сюрпризов.
- Довольно часто люди, купившие машину на рынке, приезжают к нам, чтобы проверить ее историю, узнать, "чистая" ли она, - рассказывает начальник отдела волгоградского автосалона Андрей Кудинов. - Преимущество покупки автомобиля в салоне в том, что машина новая, на нее есть гарантия. И люди об этом знают.
Широкое распространение получила покупка автомобиля в кредит или по лизингу и на Северном Кавказе. Впрочем, в отличие от индустриальных регионов местные жители не отдают явного предпочтения иностранным брендам. Например, в Кабардино-Балкарии население в основном ездит на продукции отечественного автопрома. Причем доля машин, приобретенных в кредит и купленных за наличные деньги, примерно одинакова.
В Чеченской Республике наблюдается аналогичная картина. А самым распространенным средством передвижения является вазовская "десятка".
Устойчивые позиции отечественных авто в республике объясняются также и тем, что Чечня наладила экономические связи с Самарской областью. В нынешнем году подписано соглашение о сотрудничестве между властями ЧР и руководством ВАЗа об открытии в Чечне пяти предприятий, четыре из которых будут специализироваться на производстве комплектующих и запасных частей для отечественного автопрома. Затем эту продукцию предполагается поставлять на завод в Аргуне, где будут собирать автомашины "Лада". Предполагается наладить централизованную постановку вазовских комплектующих деталей в Чечню.
Как сообщили "РГ" в правительстве Чечни, республика имеет все шансы получить статус официального поставщика узлов и агрегатов для ВАЗа за счет гарантированных федеральных инвестиций в этот проект.
- В силу своей относительной дешевизны отечественные авто будут пользоваться на Кавказе неизменным спросом, - утверждает автолюбитель из КБР Марат Кажанов. - Но если вы собрались приобрести (в том числе и в кредит) качественную иномарку, надо ехать в Ставропольский край, где открыты специальные салоны.
Ставрополь стал автомобильной Меккой региона - сюда едут автолюбители из всех республик Северного Кавказа, а также из соседних районов Краснодарского края.
- Очень часто автомобили приобретают организации и предприятия - представители малого и среднего бизнеса. Причем в кредит или по лизингу у нас берут до 70 процентов продукции. Могу с уверенностью сказать, что после того, как в стране внедрили систему автокредитования, объемы продаж значительно возросли, - рассказала представитель одного из автосалонов Ставрополя Юлия Галыч.
Бум автокредитования дает толчок к развитию всей финансовой системы. Банки охотно внедряют новые финансовые услуги, причем на все более выгодных условиях. Так, благодаря специальной акции один из ставропольских банков за первый квартал текущего года выдал на покупку автомобилей 400 миллионов рублей. Это в 4,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Автомобиль из предмета роскоши действительно становится банальным средством передвижения.
Кстати
В мае с конвейера должен сойти первый легковой автомобиль, изготовленный в Чечне. По прогнозам аналитиков, к 2010 - 2011 годам в республике смогут выпускать до 30 тысяч автомашин ежегодно, что принесет в региональную казну около 20 миллиардов рублей в виде налоговых поступлений.