Жители Урала просят вернуть имена

Созданное в столице Среднего Урала движение "Екатеринбургская инициатива" обратилось к руководству области с просьбой вернуть целому ряду географических объектов их исторические имена и изменить нынешнее название Свердловской области.

Жаркая полемика о том, нужно ли менять имя области, то и дело вспыхивает на протяжении вот уже семнадцати лет. С тех самых пор, когда в 1991 году на волне всеобщего обновления Екатеринбургу вернули историческое имя, а вот с названием области решили повременить.

Во-первых, дело это в то время показалось слишком затратным, а во-вторых, тогда властям было просто не до того. Споры все это время велись в политической плоскости: ратующие за смену названия твердили, что "давно пора стереть имя палача Свердлова с карты области", их оппоненты в ответ тут же вспоминали про "неоценимые достижения социализма". Власти области при этом, как правило, проявляли стойкий нейтралитет  к проблеме, и все общественные дискуссии неизбежно стихали под традиционные разговоры о том, во сколько благое дело может вылиться бюджету, и под резонные замечания, а как, собственно, будет называться область - Екатеринбургская? Так ведь язык сломать можно, пока выговоришь, и ошибок при письме не оберешься. А может, принять идеологически нейтральное - Уральская? Но такая область уже есть в Казахстане. Что делать с пролетарским наследством, в области так и не решили до сих пор.

Переименование к дате

Нынешним летом исполнится ровно 90 лет со дня расправы над царской семьей (приказ о расстреле Яков Свердлов издал лично). И это стало дополнительным аргументом для тех, кто уже не первый год выступает за переименование области. На этом фоне и появилось обращение "Екатеринбургской инициативы".

Его тут же поддержали представители православия, целый ряд видных уральских ученых, краеведов, неравнодушные представители общественности, давно ратующие за смену имени опорного края державы. Так, профессор Уральской архитектурной академии, председатель общества краеведов Екатеринбурга Всеволод Слукин называет пролетарское наследство не иначе, как топонимической Вандеей.

- Написал мне как-то потомок семьи уральских промышленников письмо из-за границы, - рассказывает Слукин, - что с превеликим желанием приехал бы в свое родовое гнездо, но опасается вернуться в город "человека в пенсне", ведь область до сих пор называется его именем. Ему, человеку, проживающему за рубежом, далеко не безразлично, чье имя носит родная и для него область, а мы отчего-то проявляем удивительное долготерпение, продолжаем мириться с тем, что область носит имя человека, развязавшего красный террор. С восстановления исторических названий, поддержания традиций будет формироваться положительный имидж края.

Губернатор против

Реакции властей области на очередное предложение о переименовании пока нет, но губернатор области не раз твердо заявлял и ранее, что не видит в этом большой надобности. "Название области записано в Конституции, - отмечал губернатор еще шесть лет назад. - Ничего изменить нельзя". При этом несколько месяцев назад он в очередной раз ясно дал понять, что ни о каком возвращении исторического имени не может идти и речи, поскольку области с названием "Екатеринбургская" никогда не существовало.

- Екатеринбург был уездным городом и входил в состав Пермской губернии. Так что мы могли бы с тем же успехом назвать область Нижнетагильской или Каменск-Уральской, - заключил губернатор.

Спросить у народа

Впрочем, воля губернатора в этом вопросе отнюдь не является решающей. По закону область может сменить название только в результате народного голосования в ходе референдума. Для чего должна собраться инициативная группа граждан, написать петицию депутатам местного Законодательного собрания, а те в свою очередь должны вынести решение, целесообразно проведение такого референдума или нет. Ведь страстное желание решить наконец судьбу революционного наследия упирается в достаточно круглую сумму по проведению как самого голосования, так и последующей за этим (в случае положительного решения) сменой вывесок, внесений изменений в десятки тысяч различных документов.

Кстати, именно по причине экономической целесообразности до сих пор носит название "Свердловск-пассажирский" и железнодорожная станция в Екатеринбурге. Хотя железную дорогу явно не назовешь бедствующим предприятием. Что касается местного Законодательного собрания, то до сих пор в адрес депутатов поступали лишь отдельные письма, устные просьбы о переименовании от многочисленных инициаторов этой идеи. Официального запроса о проведении референдума по этому вопросу пока не было, а следовательно, и включать в повестку голосования по этой теме пока нечего.

Регионы-близнецы

Интересно, что название всего двух областей на карте сегодняшней России не соответствует названию областных центров, к которым они административно приписаны - Свердловской и Ленинградской.

- И в этом отношении два субъекта Федерации - словно близнецы-братья, - отмечает сотрудник Музея истории Екатеринбурга Артем Беркович. - Мы меняли названия почти синхронно: в 1920-е годы и после в 1991-м.   Конечно, большевизм надо искоренять прежде всего в головах, но данная ситуация выглядит почти анекдотично. Областной центр - Екатеринбург, а область - Свердловская. Давно пора устранить это противоречие.

Противники идеи в свою очередь считают, что переименование области ничего не принесет, кроме лишних затрат на процедуру, связанную со сменой вывесок. Люди давно уже не вкладывают практически никакого смысла в те революционные названия, которые их окружают, отмечает целый ряд экспертов - историков, политологов. Они перестали быть значимыми символами, сегодня разве что единицы знают, кем были Вайнер, Карл Либкнехт. Сакко и Ванцетти. Далеко не каждый из молодых скажет, кто такой был и Яков Свердлов.

Комментарий

Анатолий Гайда, председатель комитета по вопросам законодательства, общественной безопасности и местному самоуправлению Областной Думы:

- Что касается моей личной позиции, то я в случае проведения референдума однозначно проголосовал бы за переименование. Поскольку нам, конечно, не делает чести то, что область до сих пор носит имя одного из главных организаторов убийства царской семьи. Но, с другой стороны, всем нам необходимо понимать: переименование - вопрос  очень непростой. С его инициированием возникает целый ряд проблем - финансовых, организационных, психологических. Буквально на днях я встречался с представителями одной из инициативных групп по переименованию, и мы рассмотрели все возможные плюсы и минусы. Предположим, депутаты большинством голосов приняли решение о проведении референдума. Но по закону для того, чтобы он был признан состоявшимся, необходимо, чтобы в нем приняло участие 50 процентов списочного состава избирателей плюс хотя бы один голос. Придет ли больше половины свердловчан на избирательные участки, при сегодняшнем общем снижении электоральной активности - еще вопрос. Кроме того, неясен и исход голосования: для смены имени области необходимо, чтобы за это высказалось больше половины принявших участие в референдуме (50 процентов плюс один голос). Допустим, референдум состоялся, хотя расходы на его проведение сопоставимы с расходами на губернаторские выборы. За этим последует настоящая "бумажная революция" в отдельно взятой области: внесение изменений в документы, начиная от паспортов рядовых граждан до Конституции России, переделки бланков, печатей. И при этом, конечно, потребуются огромные затраты. Объективно я понимаю, что вопрос этот все равно назревает, активность общественности возрастает в связи с предстоящей памятной датой - 90-летием со дня гибели семьи последнего русского императора. Кроме того, в январе 2009-го года исполнится 75 лет Свердловской области.

Кстати

На волне революционной эйфории в 1924 году Екатеринбург вполне могли назвать и Реваншбургом. По крайней мере, тогда среди десятков самых нелепых предложений звучало и такое: ведь здесь пролетарии взяли реванш - расстреляли царскую семью.