23.04.2008 02:00
Поделиться

Как выбрать надежный фонд для пенсионных накоплений

В апреле негосударственные пенсионные фонды (НПФ) начали начислять на именные счета своих клиентов доход за 2007 год. Некоторые фонды демонстрируют высокий результат в 17%, другие довольствуются скромными 6%. Но в любом случае выбирать фонд рекомендуют не по размеру прошлогоднего дохода, а по уровню надежности.

Российской системе негосударственного пенсионного обеспечения насчитывается чуть больше 10 лет. Срок слишком маленький, чтобы говорить о ее эффективности, проверенной временем.

Тем не менее активное развитие рынка финансовых услуг позволяет делать выводы о том, что уже в ближайшем будущем специфические продукты, предлагаемые негосударственными пенсионными фондами (НПФ), могут стать весьма востребованными среди самого широкого круга граждан. Большинство из созданных в конце 90-х годов фондов до сих пор успешно осуществляют поставленные перед ними задачи. Редкие исключения составляют маленькие фонды, которые на данном этапе развития индустрии негосударственного пенсионного обеспечения не могут составить полноценную конкуренцию более крупным финансовым институтам и вынуждены так или иначе реорганизовываться с целью укрупнения. Ситуация на рынке НПФ складывается отнюдь не в пользу мелких НПФ, в первую очередь, в силу крайне низкой востребованности их услуг среди населения. Специфика деятельности негосударственных пенсионных фондов подразумевает долгосрочные взаимоотношения между клиентом и фондом. Заключая договор, клиент должен понимать, что дальнейшие его взаимоотношения с фондом будут длиться не один десяток лет. Большинство пенсионных схем рассчитаны на 10-15 лет. Такое долгосрочное сотрудничество в условиях текущей российской действительности, безусловно, мешает развитию рынка негосударственного пенсионного обеспечения. И это не единственный сдерживающий фактор. Низкий уровень финансовой грамотности - словосочетание, употребляемое специалистами последнее время даже, может быть, слишком часто.

Да и количество людей, самостоятельно выбравших НПФ и подписавших договора на дополнительное пенсионное обеспечение, катастрофически мало. Основным сдерживающим фактором остается отсутствие привычки к выбору и рассмотрению каких бы то ни было инвестиционных программ сроком более одного года, максимум трех лет. Люди старшего поколения, начинающие задумываться над проблемой, уже чаще всего не имеют возможности в течение 15 лет пополнять свой пенсионный счет, а молодое поколение не имеет еще привычки думать о возможных финансовых последствиях выхода на пенсию. Настороженное отношение к любым новым финансовым инструментам также усугубляет недоверие населения к долгосрочным инвестиционным программам. Однако дальнейшее развитие отрасли подразумевает именно развитие розничных услуг и привлечение рыночных клиентов. Можно с большой долей уверенности говорить о том, что негосударственные пенсионные фонды не станут настолько же популярны у населения, как банки, еще очень длительный период времени. Тем не менее развитие услуг будет происходить за счет привлечения малых и средних предприятий и компаний и заключения договоров непосредственно с работодателем.

Учитывая специфику рынка НПФ и его крайнюю закрытость до недавнего времени, присвоение рейтинговых оценок фондам было мало распространено. С течением времени ситуация начала изменяться, и сегодня многие фонды заинтересованы в расширении клиентской базы. Как и любая другая компания или банк, работающая в сфере предоставления услуг клиентам на финансовом рынке и заинтересованная в привлечении рыночных клиентов, НПФ прибегают к весьма распространенному за рубежом способу доказательства своей состоятельности - получению независимой рейтинговой оценки.

Впервые Национальное рейтинговое агентство провело собственное рейтинговое исследование рынка НПФ. Из более чем 250 НПФ, работающих на данный момент, чуть более 20 оказались заинтересованными в получении оценки. Еще несколько НПФ отказались от публикации рейтинговых оценок. Присвоенная дистанционная оценка, как и любой дистанционный рейтинг, основывается в первую очередь на финансовых показателях. Рейтинг присваивается на основе данных, предоставленных НПФ, и не является коммерческим проектом. Исследование проводится бесплатно для всех без исключения участников рейтинга. На момент выхода публикации был присвоен один индивидуальный рейтинг НПФ "СтальФонд". Основное отличие дистанционной и индивидуальной оценки - это возможность провести в последнем случае более подробный анализ качественных показателей и оценить параметры динамики развития НПФ. Результаты проведенного рейтингового исследования приведены в таблице.