23.04.2008 02:20
    Поделиться

    В Москве впервые рассмотрят иск об изъятии у собственника старинной усадьбы

    Впервые суд рассмотрит иск об изъятии у собственника старинной усадьбы

    Вчера в Таганском районном суде должен был рассматриваться иск Москомнаследия об изъятии у собственника Зарицкой Анны Ивановны памятника культуры XVIII века - городской усадьбы Колесникова - Cаргиных - Шапатиной. Ответчица не явилась. Заседание перенесли, но рано или поздно Зарицкой придется предстать перед судом.

    Еще прошлым летом инспекция Москомнаследия заметила, что на объекте ведутся несанкционированные строительные и ремонтные работы. "Вандальные" - как определил потом глава комитета Валерий Шевчук. Без разрешения, без проектной документации. Комиссия Москомнаследия провела экспертизу главного дома и вынесла однозначное решение: памятнику нанесен ущерб. Фасад порушен - исчезли портики. Перестроена крыша: вместо небольшой треугольной мансарды появился целый этаж под железом. Цель понятна: владелица сдает площадь в аренду, и таким образом она увеличила количество "золотых" квадратных метров в центре Москвы. Но найти ее долго не могли - скрывалась. И до сих пор госпожу Зарицкую в Москомнаследия никто в глаза не видел. Наконец в ноябре от нее пришла бумага: мол, готова устранить все нарушения. Но никаких действий не последовало. Тогда и были переданы материалы в прокуратуру, которая возбудила уголовное дело по факту уничтожения памятника культуры.

    История почти детективная: например, инспекторов, которые явились в усадьбу, чтобы вручить предписание о прекращении работ, охрана не пустила. Пришлось им прикинуться клиентами турагентства, которое располагается в здании, - только хитростью и проникли.

    Из-за неявки ответчика вчера суд не состоялся. Заседание перенесено на 7 мая. Представители Москомнаследия на обратном пути завернули к объекту на Таганской площади, ставшему предметом судебного разбирательства.

    - Здание изуродовано, - рассказал корреспонденту "РГ" Борис Гавриленко, начальник отдела правовой экспертизы Москомнаследия. - Вместо старинной усадьбы - какой-то особняк цыганского барона: крыша из гофрированного железа - с мансардными окнами. И снова охранники нас не пустили ни в здание, ни на территорию. Но строительные работы там идут полным ходом. Через забор видно: рядом с фундаментом дома вырыт котлован - метра на четыре. Явно, хотят сделать пристройку чтобы еще больше расширить площадь. Есть риск, что главное здание сползет в яму.

    Надеемся, что суд удовлетворит наш иск и изымет собственность у Зарицкой. Конечно, путем выкупа. Но за вычетом затрат, которые придется нести городу, чтобы вернуть особняку первоначальный вид.

    Для этого требуется комплексная реставрация, причем силами специалистов-реставраторов. Все, что настроили малоквалифицированные рабочие, придется демонтировать. Да мы сфотографировали это безобразие.

    Борис Гавриленко передал в "РГ" снимок. Новодел, облепленный, как ракушками, кондиционерами, с ломаной крышей из гофрированного железа, мало напоминает тот старый, но благородный особняк, который купила госпожа Зарицкая в 2005 году. Через все здание красуется огромная рекламная растяжка: "Дом сдается в аренду".

    Особое мнение

    Евгений Бунимович,

    депутат Мосгордумы:

    - Очень важно, что впервые в Москве (возможно, и вообще в России) суд рассмотрит иск о лишении права собственности владельца памятника культуры. Значит, наконец, начали предъявлять какие-то требования к арендаторам и собственникам. Это хороший знак. Владельцы памятников культуры должны понимать, что это не просто собственность, это объект культурного наследия. Он принадлежит народу.

    За границей люди тоже приобретают особняки в собственность, понимая, что содержать их дорого, ответственность велика, но ради престижа идут на невыгодные траты. Только у нас из памятника выжимают выгоду: сдают в аренду, перестраивают. Сколько еще памятников культуры, возможно, находятся в подобном положении, неизвестно. Я давно предлагаю Москомнаследию провести инвентаризацию и опубликовать "черный список" особняков и усадеб, которые новые владельцы не сохранили в первоначальном виде.

    Поделиться