24.04.2008 02:00
    Поделиться

    Центр радиационной медицины в Гомеле реализует чернобыльские программы

    Сюда пачками приходят письма. Кто-то выражает благодарность врачам, другие просят проконсультировать, ответить на вопросы, интересуются, как попасть на лечение. Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека, возведенный в Гомеле пять лет назад с помощью Союзного государства, для многих тысяч людей из пострадавших от чернобыльской аварии регионов стал поистине центром жизни. С директором клиники Александром Рожко корреспондент "СОЮЗа" встретилась накануне очередной годовщины трагедии - 22-летия аварии на ЧАЭС.

    - Александр Валентинович! Центр радиационной медицины работает всего пять лет, а ведь его история намного глубже...

    - Действительно, биография Центра началась гораздо раньше. Когда произошла авария и стало очевидным, что подобного масштаба техногенной катастрофы мир еще не знал, возникла острая необходимость создания медицинского учреждения нового типа. С ним связывали прежде всего вопросы оказания диагностической и лечебно-консультативной помощи пострадавшему населению. А если учитывать, что около 70 процентов радиоактивных веществ выпало на территории Беларуси, то логичным выглядело решение строить такое учреждение именно здесь. Начало работы Центра в Гомельской области позволяло реально помогать и жителям белорусских регионов, и российско-украинского приграничья. В 1990 году эти задачи были возложены на областной диспансер радиационной медицины, но его скромные технические возможности обеспечивали лишь диагностику и консультирование.

    - По сути в переломное время уникальный проект оказался "личным делом" Беларуси?

    - Поначалу да. Был сложный период, связанный с развалом СССР, обретением странами самостоятельности и независимости. К этому проекту вернулись лишь в 1997 году, когда распоряжением главы белорусского государства из резервного фонда были выделены необходимые валютные средства для строительства нового диспансера. Кроме того, к проекту подключилось Союзное государство, бюджет которого взял на себя часть вопросов по финансированию объекта. А решающую роль в рождении нового медицинского центра сыграли поручения Президента Беларуси, лично патронировавшего возведение клиники. После реорганизации ряда научно-исследовательских учреждений страны, занимающихся проблемами минимизации медицинских последствий аварии, в Гомеле был создан Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека. 31 декабря 2002 года открылась поликлиника на 500 посещений в смену, спустя год - стационар на 450 мест.

    - И каков сегодня Центр "изнутри"?

    - Мы располагаем 10 клиническими отделениями, в том числе - гематологии для детей и взрослых, эндокринологии, лучевой диагностики, реабилитации и физиотерапии, гипербарической оксигенации. Отдельное терапевтическое отделение организовано для ликвидаторов аварии на ЧАЭС. В общей сложности работаем по 34 направлениям, имея в своем распоряжении самое современное оборудование. Ежегодно в поликлинике обслуживается более 200 тысяч пациентов, а стационарную помощь получают свыше 12 тысяч человек.

    - Ликвидаторы, переселенцы, жители загрязненных районов?

    - Эти категории находятся под первоочередным контролем. На базе Центра работает отделение Белорусского государственного регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации. Его задача - проведение мониторинга состояния здоровья пострадавшего населения и получение достоверных данных о медико-биологических последствиях аварии. В свою очередь, это дает возможность изучать структуру, характер, динамику и тенденции заболеваний, разрабатывать рекомендации по их профилактике, диагностике и лечению. На сегодняшний день в Госрегистр внесено свыше 1 миллиона 400 тысяч жителей Беларуси, которые проходят регулярные СИЧ - измерения дозы внутреннего облучения, углубленные медицинские осмотры. В том числе с участием выездных бригад специалистов, круглогодично работающих в отдаленных поселениях и глубинке. При этом амбулаторное и стационарное лечение в Центре по показаниям получают все нуждающиеся.

    - Насколько мне известно, практическая работа Центра очень серьезно "завязана" на науке.

    - Действительно, сегодня он является ведущей организацией по оказанию специализированной медицинской помощи пострадавшему населению и одновременно - по научному обеспечению Государственной программы Беларуси по преодолению последствий катастрофы. Уникальность Центра в том, что он объединил в себе научную деятельность, диагностику и стационарную помощь. В научном отделе выполняются прикладные, фундаментальные и поисковые исследования, на базе которых определяются принципиально новые научно-технические возможности, готовятся рекомендации по их практическому использованию. Кроме того, ведется оценка влияния экологических, антропогенных и техногенных факторов на здоровье человека, изучаются вопросы клиники, диагностики, лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, другая научно-исследовательская работа. Еще одно звено цепи - отдел радиационной защиты, который занимается разработкой защитных мер, оценкой эффективности и оптимизации проводимых мероприятий. При нем действует пять лабораторий: радиационной гигиены, оценки и реконструкции доз, клинических исследований, молекулярной генетики, эпидемиологии. Все это позволяет комплексно отслеживать ситуацию. А теснейшая связь научных подразделений с амбулаторной, диагностической, стационарной службами дает возможность не только фиксировать те или иные изменения в здоровье населения, но и оперативно реагировать на них, совершенствуя медицинскую помощь и максимально расширяя ее виды. И в том есть немалая заслуга Союзного государства.

    - О каких отправных точках взаимодействия идет речь?

    - Прежде всего о союзных чернобыльских программах, которые реализуются с 1998 года. Они включают в себя поддержку научных проектов и оснащение современным оборудованием, предполагают теснейшее сотрудничество с коллегами из Медицинского радиологического научного центра РАМН России, Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России, Брянского клинико-диагностического центра и других. За счет бюджета Союзного государства финансируется разработка и исследование наиболее актуальных аспектов радиационной медицины. Благодаря этому за годы совместной работы введена в действие система практических мер по диагностике, лечению и профилактике заболеваний молочной железы и нарушений репродуктивной системы у женщин, детей и подростков. Созданы единые регистры и канцер-регистры участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС Беларуси и России; Единый каталог накопленных доз облучения щитовидной железы белорусских и российских граждан; регистры детей ликвидаторов... Накоплен огромный научный материал, который дает основу для оказания адресной медицинской помощи. И с годами это сотрудничество ученых не теряет динамики. В минувшем году на реализацию 7 заданий, выполнение которых рассчитано до 2010 года, было выделено около 800 миллионов рублей. Научные сотрудники работали над совершенствованием и внедрением современных методов диагностики, лечения больных с нарушениями сердечно-сосудистой деятельности, тяжелыми патологиями органов зрения и страдающих другими заболеваниями, наиболее распространенными на территориях загрязнения.

    - И каковы результаты?

    - По освоенным и адаптированным к нашим условиям методикам, на многие из которых получены изобретательские патенты, уже пролечено более 800 пациентов, проживающих в пострадавших районах. Хорошие результаты имеем по предупреждению развития инфарктов мозга, заболеваний органов репродуктивной системы, других. В итоге нам удалось снизить заболеваемость, сократить выход на инвалидность и значительно улучшить качество жизни этих пациентов.

    - Александр Валентинович, несколько слов о том, что предстоит сделать.

    - Сейчас уточняется программа заданий на текущий год. Основные исследования будут продолжены. Заявляем и новые темы. Среди них - влияние психосоматических и психосоциальных причин на здоровье человека. Известно, что тысячи людей пережили отселение, им пришлось адаптироваться в новых местах, отчасти менять образ жизни. Насколько это сказалось на состоянии их здоровья, отразилось ли на поведении? Изучение таких аспектов даст возможность проводить коррекционную работу с населением, выделив при этом целевые группы тех, кому подобная помощь необходима. Еще один проект ближайших лет связан с Единым медико-дозиметрическим регистром граждан Беларуси и России, пострадавших от аварии, который создан российскими и белорусскими учеными. Этот документ - отправная точка для исследований по дозовому мониторингу, созданию унифицированных протоколов, стандартов с тем, чтобы в дальнейшем оказывать целевую адресную медицинскую и социальную помощь ликвидаторам и пострадавшему населению Беларуси и России.

    - Что показывают практические наблюдения: чернобыльские последствия заметно сказываются на здоровье людей?

    - Тот факт, что мы не наблюдаем ярко выраженных критических тенденций в здоровье населения, свидетельствует о хорошем уровне минимизации последствий аварии. Однако в то же время надо понимать, что мы имеем дело с явлением, мало изученным мировой наукой, и, возможно, более актуальными могут стать отдаленные последствия аварии. Регистрируем рост онкозаболеваний - в основном рака молочной железы, более раннее проявление глазных патологий и нарушений сердечно-сосудистой деятельности. Однако отнести их только на счет радиационного облучения не можем. Слишком много других провоцирующих факторов. И урбанизация, и неблагоприятное влияние окружающей среды, и общее старение населения. В том и сложность - выделить единственную причину. Пока науке удалось связать аварию только с одним заболеванием - раком щитовидной железы. Поэтому в названии нашего учреждения есть сочетание "экология человека", а это означает: постчернобыльскими медицинскими проблемами мы занимаемся в комплексе. "Прочувствовали" болевую точку - тут же реагируем. Так появилось отделение микрохирургии глаза, где проводятся уникальнейшие операции. На базе нашего центра создано единственное в республике отделение иммунопатологии и аллергологии...

    - То есть понятие "помощь" теперь выходит за рамки официального статуса "пострадавшие"?

    - Рассчитывать на высоко квалифицированную помощь Центра сегодня могут абсолютно все жители Беларуси. Должен сказать, что этой возможностью они охотно пользуются. Немало приезжает к нам пациентов из ближнего зарубежья. В прошлом году, например, обследовалось и пролечилось более двух сотен россиян, граждан из других стран постсоветского пространства.

    - Судя по небольшим цифрам, эта помощь по-прежнему малодоступна жителям России?

    - Если речь идет об экстренной помощи, то российским гражданам она оказывается бесплатно. А вот плановое лечение для живущих вне Беларуси - платное. Однако тарифы практически приравнены к действующим для белорусских граждан. Поверьте, они невысоки и значительно уступают платным услугам в клиниках постсоветского пространства, повторюсь, при высоком уровне качества лечения. Конечно, это не лучший вариант взаимодействия. Но пока в нашем распоряжении только этот механизм. Сейчас мы ведем активные переговоры с администрацией Брянской области - российского региона, пострадавшего от чернобыльской аварии. Речь идет об организации обслуживания жителей этого региона в нашем центре. Сегодня жителям Брянщины, чтобы получить высокотехнологичную медицинскую помощь, нужно ехать в Москву за 500 километров. Тогда как Гомель - в 30-40 км. И остановиться у нас есть где. При клинике открыта гостиница-общежитие на 55 мест. Думаю, мы сумеем найти общее решение проблемы, которая давно назрела.

    - А что, на ваш взгляд, для этого необходимо? Ведь вопрос этот остро стоит уже не первый год.

    - Более длительный путь - унификация законодательства, которое уравняло бы в правах на получение медицинской помощи граждан Беларуси и России, независимо от территории проживания. А вот оперативное решение вопроса мне видится в отработке механизма оплаты услуг. Скажем, через бюджет Союзного государства для граждан России, пострадавших от чернобыльской аварии и по медицинским показаниям нуждающихся в высокотехнологичной помощи.

    - Центр готов принять новых пациентов?

    - Мощности клиники на это рассчитаны. Причем мы готовы обслуживать и граждан России, и граждан Украины. Нужен лишь совместный алгоритм действий. Если его удастся выработать, то Центр наконец сможет реализовать свое изначальное предназначение: помогать тем, кого задела чернобыльская катастрофа.

    - По традиции, накануне очередной годовщины в Гомеле собираются видные ученые. Ожидаете ли гостей в этом году?

    - Да, на базе нашего Центра ежегодно проводятся международные научно-практические конференции, посвященные вопросам радиационной медицины. В этом году форум намечен на 24-25 апреля. В Гомель прибудет свыше 150 специалистов из России, Украины, Германии, Франции и других стран. Всякий раз конференция дает новое в познании последствий аварии. Ведь в мире не было катастрофы, по масштабам равной чернобыльской. Поэтому для науки здесь много открытых вопросов.

    Поделиться