Российский триколор в камне с почти скромной надписью: "Борис Ельцин. 1931-2007" - именно такой памятник открыли вчера на могиле первого президента России на Новодевичьем кладбище.
Сама церемония также была торжественной и лаконичной: короткая речь Владимира Путина, лития с участием Патриарха и, конечно, цветы, очень много цветов.
Раньше всех на кладбище приехала дочь Бориса Ельцина Татьяна Юмашева, которая вместе с архитектором Георгием Франгуляном, автором проекта, осуществляла последние приготовления. Семья Ельцина не хотела, чтобы подробности проекта стали известны заранее, ведь памятник был задуман несколько необычным, лишенным изображения первого президента России. "Мы сначала думали про фотографию, может, просто уже привыкли к ней, - рассказала Татьяна Юмашева. - Но потом отказались от этой идеи. А представить папино лицо в камне я, например, просто не могу". По ее словам, было много разных проектов и архитектурных предложений, но идея с триколором обеим дочерям Бориса Ельцина сразу понравилась. У Наины Иосифовны, правда, были некоторые сомнения, как рассказала ее дочь. Но и супруга первого президента эту идею в конце концов одобрила.
"Эскиз у меня родился в течение полутора часов после телефонного разговора с Ельциными, - сказал Франгулян. - У меня не было сомнений, что это должен быть российский флаг, который и существует благодаря Борису Николаевичу. И я уверен, что это не будет просто мемориалом. Вся та положительная энергетика, которой обладал первый президент России, должна исходить от памятника".
Впрочем, чтобы пройти путь от идеи до ее осуществления, потребовалось преодолеть определенные сложности. В природе нет синего камня, чистейший белый - большая редкость, а красный, хоть и встречается, но, как правило, в сочетании с другими цветами российского флага выглядит весьма кровожадно. В итоге возникла идея синей византийской мозаики, материал для которой прибыл из Италии, и бразильского красного порфира, который использовали также при сооружении надгробия Наполеона. Оптимальную же чистоту белого "обеспечили" в Китае. Конечно, по словам Татьяны Юмашевой, хотелось, чтобы материал был уральский.
Но ничего подобного на родине первого президента не нашли.
Вся большая семья Бориса Ельцина во главе с Наиной Иосифовной прибыла за полчаса до начала церемонии. Гости тем временем уже съезжались, и было проще перечислить тех, кто не приехал, чем тех, кто пришел почтить память первого президента России. Были и "совсем бывшие", и "бывшие-настоящие", которые, возможно, станут и "будущими". Прусак и Акаев, Захаров и Чубайс, Зубков и Хазанов, Патрушев и Павловский, Сечин и Волчек, Волошин и Кудрин, Бурбулис и Собянин, Кучма и Черномырдин - далеко не полный список тех, кто пришел поклониться Ельцину. Как всегда, максимально незаметно, буквально прячась за могилами, появился Роман Абрамович. Остальные неизменно подходили к Наине Ельциной и семье Бориса Ельцина. Говорили вполголоса, вспоминали 90-е. Естественно, без тех штампов, которые успели в последние годы приклеить к этому периоду российской истории. Вспоминали, как они того и заслуживают, как период ответственных и трудных решений, которые удалось осуществить благодаря Борису Ельцину. Мужество и готовность брать на себя ответственность - вот две основные характеристики, которые давали первому президенту гости церемонии.
Собственно, практически о том же говорил и Владимир Путин, который прибыл на Новодевичье кладбище вместе с Дмитрием Медведевым. "Уже год, как нет с нами Бориса Николаевича Ельцина, первого президента России и одного из самых ярких политиков XX столетия, кардинально повлиявшего не только на развитие нашей страны, но и на ход мировой истории без всякого преувеличения", - сказал Путин. "Бурные 90-е были временем стремительных перемен и смелых неординарных людей, личностей, способных идти против течения, зовущих к новых целям и ведущих за собой массы людей. Борис Николаевич Ельцин без всякого преувеличения принадлежит именно к такой выдающейся плеяде", - сказал второй президент России. Он особо отметил, что первый президент России брал на себя всю полноту ответственности за происходящее в стране и показал, "что только так - смело, решительно - нужно идти избранным стратегическим курсом". Продемонстрировав преемственность власти, Владимир Путин заявил: "Президент Ельцин достойно, всегда достойно держал удар, брал на себя всю полноту ответственности за происходящее в стране и показал, что только такая твердая, принципиальная позиция первого лица государства, уверен, будет и впредь являться основой для нашего движения вперед, для сегодняшних и будущих успехов России".
Когда говорят о Борисе Ельцине, неизменно упоминают и сложность выбора в ситуациях, в которых оказывалась Россия в 90-е, и то состояние общества, которым характеризовалась страна этого периода, - желание свободы. Сказал об этом и Путин. "Путь (Ельцина. - "РГ") был столь же уникален, как и судьба самой нашей страны. Страны, прошедшей через беспрецедентные трансформации и тяжелые потрясения, но отстоявшей и свою государственность, и свое право на свободное, самостоятельное развитие", - сказал президент и добавил, что именно в то время ничто не могло помешать главному стремлению людей - "стремлению к свободе".
И поэтому, по мнению Путина, вполне символично, что надгробие Ельцина покрывает российский триколор, который был возвращен России именно им: "Этот флаг - свидетельство давних и выстраданных нашим народом демократических устремлений, один из ярких символов твердого выбора в пользу свободного общества и цивилизованного передового развития. Выбора, единственно достойного такой великой страны, как Россия".
По словам президента, уход человека из жизни еще не означает, что его путь завершен. "Он жив, пока жива память о нем, пока живы его дела и идеи. В нашей памяти и в истории Отечества навсегда останется Борис Николаевич Ельцин - первый президент страны и мужественный, смелый лидер России", - отметил он.
Слов - по крайней мере, официальных - больше не было. Патриарх, к которому с особым почтением обращалась Наина Иосифовна, отслужил поминальную службу. Гости, возложив цветы, потянулись к выходу. В годовщину ухода Ельцина его семья собиралась практически без гостей - "только с теми, кто поместится в комнате", заметил один из близких к Ельциным людей.
- Вам правда понравился памятник? - то и дело спрашивала Наина Иосифовна подходивших к ней попрощаться.
Мнения не разделились - многие только особенно отмечали, что проект все-таки необычный. Вроде как человеческое осталось за кадром, а на первый план вышло "президентское". Но, в конце концов, именно в этом и состоит сущность Бориса Ельцина, по крайней мере, для подавляющего большинства его соотечественников. Да и кроме Новодевичьего кладбища памятника Ельцину в Москве нет и, видимо, пока не планируется. Даже президентский центр (над созданием подобных структур для бывших глав государств старательно работала Дума), по словам Татьяны Юмашевой, скорее всего будет на Урале.
Напоследок кто-то, похвалив памятник, заметил, что он получился большим. Татьяна Юмашева ответила:
- Папа, он ведь тоже был большой...
Мы дозвонились автору памятника первому президенту России - скульптуру Георгию Франгуляну, чтобы узнать, как возникла идея мемориальной композиции.
Российская газета: Как родилась идея этого памятника?
Георгий Франгулян: Семья Ельциных знает меня и мои работы. Когда-то Наина Иосифовна Ельцина принимала участие в открытии памятника Булату Шалвовичу Окуджаве. Я не знаю, конечно, почему семья Ельциных остановила на мне выбор, но был звонок по телефону - и мне предложили подумать на тему создания памятника Ельцину. Я подумал, и через час у меня уже был на руках эскиз. Я показал его, и в течение недели все было утверждено на всех уровнях. Это все случилось полгода назад.
РГ: Не слишком корокий срок для создания памятника?
Франгулян: Я люблю экстремальные ситуации. Работать быстро - это в моем характере.
РГ: Было сложно найти камни?
Франгулян: Непросто было успеть - найти и привезти в срок - это ведь все тяжелые и уникальные камни. Время, конечно, поджимало. А порфир - это очень твердый камень, к
тому же было трудно обрабатывать. Но у меня были замечательные мастера-помощники, и мы справились.
РГ: Какие чувства у вас вызывала фигура Бориса Ельцина?
Франгулян: Добрые - российский человек во всех своих сложностях и замечательных проявлениях.
Подготовила Елена Яковлева