24.04.2008 00:19
    Поделиться

    Ирина Боброва: Если издательство не печатает триллеры, посылать туда "ужастик" бесполезно

    Умению рассказывать сказки нужно долго учиться

    Писательница Ирина Боброва на сегодня, пожалуй, единственная среди барнаульских женщин-литераторов, кому за всю историю местной литературы удалось выйти со своими произведениями на общероссийскую орбиту.

    Ее фантастические романы издаются в Москве, подписан контракт с одним из крупнейших российских издательств. Как же писателю из провинции добиться успеха на литературной стезе?

    Российская газета: Ирина Владиславовна, как в наше время становятся известными писателями?

    Ирина Боброва: Мне сорок лет, и вряд ли моя судьба чем-то отличается от судеб многих людей моего поколения. Детство и юность провела в Средней Азии, там же получила среднее образование. В девяностом году переехала в Барнаул. К тому времени у меня было двое детей, наверное, тогда и начала придумывать сказки.

    Забавно, но распад моей семьи совпал с развалом Советского Союза. Выживали кто как, в основном благодаря стихийно разраставшейся торговле, и меня тоже не миновала чаша сия. Вопрос, чем торговать, был простым - читать я любила с детства и поэтому занялась именно книгами. Вплоть до двухтысячного года занималась книжной торговлей, и сейчас мне это очень помогает. Я знаю не понаслышке, что именно покупают люди, что печатают издательства, какие темы идут на "ура", а какие пользуются спросом у очень узкого круга читателей. Позже то, что знала конъюнктуру книжного рынка, очень помогло мне. 

    В то время это была работа без выходных и отпусков, с утра до ночи, что-то такое, что я ассоциировала с беличьим колесом. Колесо, которое, казалось, никогда не остановится. Мне повезло. Удалось затормозить на мгновение. Это случилось около остановки, где бабульки торговали всякой всячиной и в перерыве между покупателями вели разговор о тяготах жизни. Вдруг пришло понимание - а это ведь и мое будущее. И тогда впервые задумалась - а чего я хочу в этой жизни? О чем мечтаю? И сколько у меня времени есть для того, чтобы моя мечта исполнилась?

    В этот же день перебрала горы исписанной за долгие годы бумаги - рукописи, которые просто не могла выбросить. Выбрала несколько недописанных рассказов - они легли в основу первой книги, которая вскоре и вышла в издательстве "Армада".

    Книга называлась "Между ангелом и бесом", и была написана в стиле юмористического фэнтези (книга быстро разошлась, сейчас издательство собирается делать допечатку тиража). Но работу закончила не скоро - не было возможности писать не отвлекаясь. И постоянные насмешки близких на тему: "Маешься дурью, займись делом". Возможно, тот поворот в судьбе и был авантюрой чистой воды, но я верила, что все получится.

    РГ: Пытались ли вы опубликовать свои произведения на Алтае, в местных журналах?

    Боброва: Нет, это не выгодно, а самоутверждаться мне не надо. Достаточно посмотреть на тираж местных изданий и сравнить с затратами на их выпуск, чтобы стало ясно - гонораров здесь быть не может. А творчество и душевные порывы не отменяют потребностей тела - кушать все так же хочется каждый день.

    РГ: Трудно ли было достучаться до редакторов, много ли было отказов из издательств, какие они предъявляли требования?

    Боброва: Я отправила рукопись по электронной почте и через неделю мне позвонил редактор с предложением о сотрудничестве. Труднее было со второй книгой. И не потому, что какие-то проблемы с издательством, нет. Я сама не справилась. Сжатые временные рамки заставляют торопиться, в результате комкается сюжет, работа выполняется небрежно.

    У меня хватило сил сделать паузу и задать себе вопрос: что такое профессиональное мастерство? Часто появляются талантливые авторы, которых, к сожалению, хватает на несколько книг, а потом о них говорят: "исписался". Мне не хотелось бы услышать подобную фразу в свой адрес. Недавно вышла вторая книга в жанре сказочно-иронической фантастики "Гульчатай, закрой личико", на подходе третья - "Наше Величество Змей Горыныч".

    РГ: Может ли начинающий автор в наше время прожить на литературные гонорары?

    Боброва: Только если будешь издавать минимум по одной книжке в месяц. Гонорары для начинающих невысокие - в этом плане у издательств просто грабительские контракты.

    РГ: Какие советы можно дать молодым, начинающим барнаульским авторам, которые хотели бы опубликоваться в московских издательствах?

    Боброва: Сделать прививку от звездной болезни, верить в себя, запастись терпением, наглостью. Не бойтесь звонить напрямую главному редактору. Если же дальше девочки-секретарши вы не можете пробиться - бросайте это издательство, не стоит оно вашего внимания.

    Звоните и спрашивайте, потому что ваше произведение может просто потеряться в сотнях и тысячах писем, какие ежедневно приходят в каждое крупное издательство. И кто знает - может быть, мир потеряет еще одного гения?

    Три года я училась писать. Пробовала себя в разных жанрах, предлагала разным издательствам. Собственно, отказ в любой форме - это всегда отказ. Если же отвечают, что рукопись "не в нашем формате", то посмотрите, может быть действительно ваша рукопись не подходит не под одну серию. Если данное издательство не печатает, к примеру, триллеры, посылать туда "ужастик" бесполезно. А требования очень просты - пишите интересно.

    Поделиться