Новости

24.04.2008 02:22
Рубрика: Общество

Диплом на дому

Студенты с ограниченными физическими способностями получили редкую возможность

Заканчивается первый учебный год для шести ребят с ограниченными физическими возможностями, которые занимаются по уникальной системе сетевого дистанционного образования.

Дистанционное обучение в настоящее время используют очень многие вузы. Электронные зачетки, многоступенчатое тестирование по пройденному материалу сегодня стали обычным явлением. Для шести же студентов Воронежского института высоких технологий (ВИВТ) они стали буквально окном в большую жизнь.

Именно для них (а в перспективе и для многих других ребят, чей мир из-за болезни ограничен квартирой) здесь был создан технопарк "Равные возможности". Образован он на основе двух центров института - инновационных и дистанционных технологий. Научная база этих структур позволяет готовить специальные учебные программы для студентов-инвалидов.

- Дистанционным обучением вуз занимается фактически с первого года существования, - рассказывает ректор ВИВТ Игорь Львович. - А пять лет назад у нас заочно начали заниматься студенты с ограниченными физическими возможностями. Сегодня некоторые из них уже закончили институт. И мы решили продолжить работу в этом направлении. Инициативная группа преподавателей, которую возглавил проректор по научной работе Юрий Сербулов и активно поддержал директор центра инновационных технологий Иосиф Корнфельд, взялась за то, чтобы расширить возможности обучения таких студентов. Сейчас мы обучаем ребят за счет собственных средств вуза. И в дальнейшем планируем расширять число таких студентов, ежегодно принимая по 5 - 6 человек.

Финансовая сторона обучения была отчасти решена и за счет гранта, полученного институтом от Общественной палаты Российской Федерации. Он направлен на создание дискового учебно-методического комплекса для обучения инвалидов - их при помощи сетевых информационных технологий. Этим сегодня и занимаются сотрудники технопарка.

Бесценная практика

Но основная идея заключается в том, чтобы уже в процессе обучения ребята начинали трудиться, оказывая посильную помощь в разработке учебного комплекса. В институте это называют методом группового проектного обучения. К сожалению, пока в регионе нет еще таких вузов, где ребята с ограниченными физическими возможностями сразу после поступления стали бы на практике осваивать специальность, что действительно уравнивает их с другими студентами. Востребованность в мире ограниченных возможностей дорогого стоит. Когда одной из студенток по телефону предложили вместе с обучением начать работать над созданием обучающих программ, девочка заплакала…

Нашли в вузе и возможность оплачивать работу ребят, которые систематически по электронной почте общаются с преподавателями. У каждого - свой график "выхода на связь" с педагогами.

Стоит добавить, что активную и ведущую роль в этой работе выполняет выпускник вуза Николай Ярославцев, который, как никто другой знает проблемы ребят, вынужденных обучаться дома. Он сам занимался в вузе по индивидуальной программе, преодолевая много таких проблем, с которыми здоровые люди просто не сталкиваются. Сегодня Николая преподаватели называют виртуозом своего дела. Совместно с руководителями технопарка он готовит обучающие программы, адаптируя их для студентов со слабым зрением, слухом.

От обучения к работе

Ему помогает будущий первокурсник Алексей Мещеряков, который в течение года осваивает на практике компьютерные науки. После учебы по бакалаврскому направлению "Информатика и вычислительная техника" и окончания института Алексей получит диплом бакалавра. Некоторые ребята из этой пока еще небольшой группы отдали предпочтение обучению по направлению "Менеджмент". После вуза вполне возможно начать работу, например, турагентом или агентом торгового представительства - по любым специальностям, которые позволяют выполнять свои профессиональные обязанности так же дистанционно.

А пока сотрудники технопарка, создавая учебно-методический комплекс, постоянно консультируются с ребятами. Ведь процесс освоения знаний у студентов с ограниченными физическими возможностями существенно отличается от обучения других ребят. Учебные планы состоят из 40 с лишним дисциплин по всем специальностям, и все они сегодня перерабатываются для обучения студентов-инвалидов. В вузе нашли возможность привлекать к этой работе дополнительных специалистов - педагогов, психологов, медицинских работников, которые своими консультациями оказывают большую помощь в создании обучающего комплекса.

Сегодня он включает в себя психолого-педагогическую подготовку к началу обучения, особую методику интеллектуального тестирования, образовательный блок, который дает возможность подтянуться в интерактивном режиме по школьным дисциплинам, и наконец, ознакомительный блок с системой дистанционного обучения. Ребята осваивают все это очень добросовестно.

Это все временные трудности

А руководители технопарка продолжают думать над его дальнейшим развитием. Планируется расширять сайт дистанционного обучения для ребят с ограниченными физическими возможностями, наполняя его реабилитационным содержанием - информацией от служб занятости, от предприятий, чтобы ребята могли найти себе надомную работу или работу по силам. Но для этого недостаточно усилий только со стороны вуза и Главного управления образования области. Необходимо участие соответствующих организаций: службы занятости населения, службы социального обеспечения, управления культуры и так далее.

Иосиф Корнфельд отметил, что, если в области появится попечительский совет (который мог бы курировать вопросы обучения и социальной реабилитации ребят-инвалидов и заниматься регулярным наполнением сайта соответствующей информацией), станет возможно создание единого информационно-образовательного пространства для людей с инвалидностью. А в перспективе вполне возможна трансляция обучения с использованием дистанционных технологий и на другие регионы.

- Учиться в институте, и вообще учиться - для меня большая радость, - рассказывает Анна Бакарогло, студентка 1-го курса факультета заочного профобразования ВИВТ по направлению бакалавриата (информатика и вычислительная техника), - поскольку три года, с тех пор как окончила школу, я фактически ничем, кроме чтения книг, не занималась. И когда мне представилась возможность стать студенткой, я не раздумывая, согласилась. Сегодня для меня изо всех занятий наиболее трудными являются письменные, но я не унываю, так как это все временные трудности. Учеба помогла мне освоить разные поисковые системы, я смогла сделать себе e-mail и сейчас переписываюсь с друзьями и старшей сестрой. Начала осваивать Интернет. Для меня все занятия интересны и доставляют удовольствие, но, наверное, больше всего я люблю информатику. Воронежский институт высоких технологий разрабатывает программу для подготовки ребят к дистанционному обучению. Я тоже принимаю в этом участие. В мои обязанности входит проверка программы и поиск в ней различных неудобств. Пока я не задумывалась над тем, чем буду заниматься после института, но мне бы очень хотелось делать что-нибудь для детей… Возможно, познавательные программы или добрые компьютерные игры, ведь сейчас так мало делается в этом направлении!

Перспектива полноценной жизни

Прямая речь

Анна Царалунга, президент регионального фонда социальной поддержки и реабилитации инвалидов "Жизнь":

- По своей общественной деятельности мне часто приходится сталкиваться с ребятами, которые с отличными оценками закончили школу, но, к сожалению, дальнейшее обучение для них является практически неразрешимой проблемой. Некоторые из них передвигаются на инвалидной коляске, но ни в одном из наших вузов не предусмотрены пандусы, не говоря уже о каких-то адаптированных условиях для обучения.

Именно поэтому стоит особо отметить "первую ласточку", которая появилась в Воронежском институте высоких технологий - курсы дистанционного образования со специальными программами для ребят с ограниченными физическими возможностями.

Это первый в городе вуз, который осуществляет сегодня планомерную работу по созданию условий для обучения студентов-инвалидов, и мы за это очень благодарны коллективу института.

Я очень рада за Женю Пачина, закончившего школу с золотой медалью, и теперь занимающегося в институте дистанционно. Благодаря компьютеру и специальной видеокамере он общается с преподавателями в режиме on-line. Уверена, что с его добросовестностью и любознательностью он добьется отличных результатов. Для ребят, поступивших в вуз, началась полноценная жизнь с перспективами на будущее. И это очень важно и ценно.

Добавлю, что деятельность коллектива института не ограничивается только работой со студентами-инвалидами в стенах вуза. Третий год наш фонд совместно с Воронежской епархией организуют ребятам отдых в оздоровительном лагере "Кристалл". И в прошлом году преподаватели института проводили выездные компьютерные курсы для детей. Они привозили свои компьютеры, и дети занимались с огромным интересом. В этом году планируем снова совместно проводить такие же семинары.

Общество Здоровье Общество Образование Общество Соцсфера Соцзащита Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Воронежская область Воронеж
Добавьте RG.RU 
в избранные источники