24.04.2008 03:36
    Поделиться

    Строительство нового аэропорта в Омске оценивается в 300 миллионов евро

    В правительстве России решается вопрос о передаче имущества аэропорта "Омск-Центральный" в региональную собственность. Это даст возможность привлекать инвесторов для строительства новых воздушных ворот. О перспективах развития транспорта, предприятий и кадровых проблемах отрасли на "Деловом завтраке" наш разговор в Сибирском представительстве "РГ" в Омске с заместителем председателя регионального правительства, министром промышленной политики транспорта и связи Александром Лупповым.

    Российская газета: Александр Михайлович, омичи пристально следят за развитием событий вокруг нового аэропорта. Есть ли свет в конце воздушного тоннеля?

    Александр Луппов: Перед тем, как ответить, немного предыстории. Новый аэропорт начал возводиться еще в советские времена. Потом стройка остановилась и разрушилась. Сегодня все надо начинать с нуля. По предварительным оценкам, стройка требует не менее трехсот миллионов евро. Ни федеральному, ни региональному бюджету это не под силу. Мы представляли проект Федоровки на нескольких международных выставках, и нам удалось заинтересовать им крупного инвестора. Но без имущественных гарантий строить нереально. Компания готова взяться за Федоровку при условии предоставления ей под жилищную застройку территории ныне действующего аэропорта. Правительство области тоже в этом заинтересовано: ведь город растет, ему необходимы новые площади. Сегодня у нас есть принципиальное решение о смене собственника старого аэропорта. А это - юридические основания вести конкретные переговоры с потенциальными инвесторами.

    РГ: Наш читатель Вячеслав Синцов спрашивает, а будет ли себя окупать новый аэропорт?

    Луппов: Вряд ли. Особенно на первых порах. Речь ведь идет не о сиюминутной выгоде, а о безопасности полетов и горожан, над головами которых сегодня летают лайнеры. В истории нашего аэропорта уже были драматические ситуации с гибелью десятков людей. Стоит ли экономить, когда речь идет о жизни омичей. Поэтому мы настаиваем на выносе аэропорта за пределы областного центра. Сейчас вылететь из Омска за границу можно в основном из соседних крупных городов. Это неудобно. Нужны прямые авиарейсы на комфортабельных авиалайнерах. В свою очередь, таким самолетам необходимо соответствующее техническое обеспечение, которое действующий аэропорт предоставить не в состоянии.

    РГ: Есть ли у региона шанс стать евразийским центром перевозок?

    Луппов: По сути, Омск уже является таковым. Например, ни один железнодорожный состав, который идет на Запад или Восток континента, не минует омский вокзал. Пока основная нагрузка ложится на стальные магистрали. Сеть железных дорог и дальше будет развиваться. Предстоит построить магистраль Татарск - Называевск - Коновалово. Ветка уже включена в программу развития транспортной системы России на 2010-2020 годы. Кроме того, планируется проложить рельсы в обход Казахстана через Черлак. Только два этих проекта оцениваются почти в две сотни миллиардов рублей.

    РГ: Вряд ли этим исчерпываются задачи организации логистического центра.

    Луппов: Безусловно. Логистика предполагает наличие инфраструктуры, которая обеспечивает быстрое и комплексное обслуживание товарно-сырьевых потоков. Пока 80 процентов грузов регион отправляет по железной дороге. Тем не менее мы не оставляем планов по развитию остальных. Например, сегодня на стадии утверждения в федеральном правительстве находится проект инвестиций в строительство гидроузла на Иртыше. Две плотины, регулирующие мощность потока реки, позволят развивать судоходство. Мы вплотную подошли к завершению строительства окружной магистрали. К 2014 году будет введен ее северный участок вместе с двумя мостами - через Иртыш и Омь, а к 2017-му - западный. К этому времени должны появиться объекты сервиса - склады, терминалы международного уровня. Уже сегодня одна из европейских логистических компаний вложила десятки миллионов рублей в подготовку строительства омского мультимодального центра.

    РГ: Зачем омские заводы объединяют со столичными - интересуется моторостроитель Николай Аршинов?

    Луппов: В нынешних условиях это самый оптимальный вариант. Рынок требует качественной и недорогой продукции. Иначе конкуренции не выдержать. Предприятия области исторически ориентированы на серийное производство. Но у нас нет необходимой научной базы. В то же время холдинги, в которые вошел ряд омских заводов, объединили в своем составе лучшие конструкторские силы и научно-исследовательские институты. Получается строго выстроенная цепочка, по которой новые идеи гораздо быстрее, чем раньше, продвигаются к внедрению.

    РГ: Почему над объединением "Автоматика" нависла угроза закрытия, спрашивает работник предприятия Алексей Немчинов.

    Луппов: Потому что руководство холдинга, в состав которого входит предприятие, не выполняет своих обязательств. Размещенный на заводе оборонный заказ не обеспечивает работой всех сотрудников, а выпуск гражданской продукции руководство не хочет поддерживать. Сегодня мы ведем переговоры с дирекцией объединения и сделаем все, чтобы предприятие осталось на плаву.

    РГ: Не станет ли Омск промышленной провинцией с дешевой рабочей силой?

    Луппов: Хороша провинция, если в ней будет производиться главная ракета-носитель страны - "Ангара". Для того чтобы "Полету" перейти на это изделие, надо полностью перестроить технологический процесс. Сегодня принято решение разместить перспективное производство на моторостроительном заводе. Для осуществления проекта из Москвы в Прииртышье переезжает целый современный завод. К тому же появляется потребность в специалистах и рабочих. Это явления, безусловно, прогрессивного порядка. И потом, ракеты или реактивные двигатели регионам в одиночку продвигать невозможно. Главным дирижером на этом рынке является государство.

    РГ: В свое время я уволилась с Трансмаша, не платили зарплату, а сегодня, когда появились заказы, работать некому. Может, есть смысл вернуться, - спрашивает Ольга Воронцова.

    Луппов: Смысл вернуться есть. Положение с кадрами, прямо скажем, непростое. По самым скромным подсчетам, сегодня промышленным предприятиям региона не хватает тысячи инженеров и пяти тысяч квалифицированных рабочих. Особенно остро эта проблема обозначилась в авиапроме. Переход на новое производство потребует в ближайшие два-три года увеличение кадрового потенциала предприятия в три раза. Вероятно, вузам придется сменить профиль - вместо юристов и менеджеров обучать студентов техническим профессиям.

    РГ: Такое возможно?

    Луппов: Вполне. Регион разработал собственную систему подготовки кадров. Ее "изюминка" - учебно-производственные центры, создаваемые совместно вузами и предприятиями. Здесь будущие инженеры смогут получить и теоретическую, и практическую подготовку. Центры оснащаются самым современным оборудованием. Первый уже начал подготовку специалистов. Осенью откроем еще два.

    РГ:Областная власть намерена финансировать дорогостоящие образовательные программы?

    Луппов: Региональный бюджет поддержит ПТУ и колледжи. Специалистов с высшим образованием вузы и предприятия будут готовить в складчину.

    Поделиться