У уральских краеведов есть своя версия последнего пути Романовых

90 лет назад, 30 апреля (17 по старому стилю), царскую семью Романовых привезли в Екатеринбург из Тобольска. Привезли для того, чтобы через 78 дней казнить и спрятать останки от народа. Этот путь уже окрестили «российской Голгофой».

Последний путь царя до сих пор изучают и историки, и эксперты. Кажется, все уже расписано по минутам, опубликовано немало книг, однако появляются новые исторические свидетельства, которые порождают и новые версии тех трагических дней.

Недавно группа исследователей убедительно доказала, что начало «российской Голгофы» находится совсем не там, где установлена памятная плита. Семью Романовых привезли и высадили на другую железнодорожную станцию Екатеринбурга.

Плюс­минус верста

Памятную плиту, отметившую «начало Голгофы», с молебном установили пять лет назад. С тех пор ежегодно именно от нее до дома Ипатьева, где и расстреляли семью царя, совершаются крестные ходы. Это место определили, изучив документы, карты и вооружившись… рулеткой: от главного железнодорожного вокзала — станции «Свердловск» — отмерили по путям ровно две версты. В итоге попали на пересечение улиц Восточной и нынешней Шевченко, где и установили памятную плиту, а в ближайшем времени планируют построить храм.

Почему точкой отсчета сделали именно станцию «Свердловск», краеведы Виталий Шитов и Николай Неуймин объясняют так:

— Предыдущие исследователи поняли буквально ошибочную оговорку комиссара Авдеева про «две версты» из его воспоминаний о прибытии царской семьи в Екатеринбург: «Поезд наш был остановлен на товарной станции Екатеринбург III, не доезжая две версты до главного вокзала». На картах ЕкатеринбургаСвердловска 1921 и 1927 годов отмечены железнодорожные станции: «Екатеринбург­I» (современная «Свердловск­пассажирский»), «Екатеринбург­II» («Шарташ») и в ста метрах к северу от нее «Екатеринбург­IIIтоварная», на месте которой сейчас пути станции «Шарташ».

Стоит добавить к ним карту Екатеринбурга того времени — и истинный маршрут от железнодорожной станции до дома Ипатьева становится очевиден.

Поезд из Тобольска прибыл на станцию «Екатеринбург­I». Несмотря на секретность операции, царский эшелон встречала толпа агрессивно настроенных уральцев. Чтобы избежать беспорядков, состав отъехал обратно — до станции «Шарташ» («Екатеринбург­III»). Именно там Романовы вышли из поезда и сели в автомобили (встречать их должны были три легковушки, но изза дефицита бензина прибыли только две).

Напомним, что станции «Екатеринбург­товарная» сейчас не существует, на ее месте — пути станции «Шарташ». И если свести все свидетельства воедино, то получается, что царскую семью высадили именно здесь. За дополнительное свидетельство можно принять картину Пчелина. Изображенное на ней расположение путей, станционного здания и места высадки возможно только на станции «Екатеринбург­III».

Полотно истории

Но если не брать в расчет историческую подлинность обликов персонажей, то подлинность пейзажа присутствует. Паровоз, «смотрящий» влево, свидетельствует в пользу товарной станции.

Таким образом, по версии исследователей, место, где «начался путь царской семьи», на самом деле находится в нескольких кварталах от уложенного мемориального камня. Оно расположено недалеко от концерна «Калина», рядом с нынешним торговым центром «Восточный». И последний путь царской семьи, по новым данным, выглядит так: автомобили ехали квартал по улице Восточной, далее по Покровскому проспекту (ул. Малышева), затем по проспекту Вознесенскому (ул. К. Либкнехта) и к дому Ипатьева. То есть, как указано в воспоминаниях комиссара Белобородова, пришлось пробираться «через весь город».

Крестная корректировка

Новые доказательства исследователейисториков представители церкви встретили растерянно. «Где ж вы раньше были? Местото уже намоленное!» — отозвался один из священников.

И действительно, прежний маршрут существует уже во всех путеводителях, здесь начинается крестный путь в память о мучениках, предполагалось 30 апреля заложить первый камень в основание храма. Однако сейчас разговоры о его строительстве на том месте, где установлена памятная плита, поутихли.

Новые исторические изыскания кое­кто называет скандальными. Корректировка «легенды» не всегда приятна. Как выясняется, не только начало пути Романовых, но и его завершение — Храм­наКрови — находится чутьчуть не на месте.

Сопоставление геодезической съемки района до сноса дома Ипатьева и современной, а также данные раскопок перед началом строительства храма доказывают, что «в настоящий момент место расстрела царской семьи находится вне храма и является частью тротуара».

Об исторической ошибке и необходимости восстановления истины уральские историки и краеведы направили письмо патриарху Алексию II. Они предполагают, что «оперативным выходом, как нам кажется, могла бы стать установка ограды и памятной плиты на месте расстрельной комнаты». Ответа нет.

Археологи указывали на «отодвинутость» храма еще в 2000 году, когда вели раскопки на Вознесенской горке на месте дома Ипатьевых. В ответ выдвигалась версия «неправильного грунта», невозможности приблизить новостройку к проезжей части… Более убедительное объяснение — невозможность без согласования с Москвой перенести колодец и два бункера, расположенные под тротуаром. Люк любознательные туристы и сейчас могут использовать как ориентир.

Между тем

Пренебрежение исторической наукой сказывается и в отношении к последней по времени сенсации в «деле Романовых» — обнаружении прошлым летом 46 костных останков цесаревича и великой княжны.

Как выясняется, областной бюджет еще не оплатил раскопки лета 2007 года, давшие сенсационный результат. Оказывается, летняя экспедиция археологов , организованная в течение одного дня после момента обнаружения останков, считается как бы «акцией добровольной». Расходы на ее проведение не заложены в бюджете.

В апреле 2008 года организатор экспедиции — НПЦ по охране памятников — представил областному правительству смету на 1,2 миллиона рублей, а в сопроводительном письме указал на необходимость продолжения раскопок в этом месте. Кроме того, ученые указывают: артефакты, добытые при раскопках на месте дома Ипатьева, требуют тщательного изучения. Они хранятся в НПЦ непотревоженными.