90 лет назад, 30 апреля (17 по старому стилю), царскую семью Романовых привезли в Екатеринбург из Тобольска. Привезли для того, чтобы через 78 дней казнить и спрятать останки от народа. Этот путь уже окрестили «российской Голгофой».
Последний путь царя до сих пор изучают и историки, и эксперты. Кажется, все уже расписано по минутам, опубликовано немало книг, однако появляются новые исторические свидетельства, которые порождают и новые версии тех трагических дней.
Недавно группа исследователей убедительно доказала, что начало «российской Голгофы» находится совсем не там, где установлена памятная плита. Семью Романовых привезли и высадили на другую железнодорожную станцию Екатеринбурга.
Плюсминус верста
Памятную плиту, отметившую «начало Голгофы», с молебном установили пять лет назад. С тех пор ежегодно именно от нее до дома Ипатьева, где и расстреляли семью царя, совершаются крестные ходы. Это место определили, изучив документы, карты и вооружившись… рулеткой: от главного железнодорожного вокзала — станции «Свердловск» — отмерили по путям ровно две версты. В итоге попали на пересечение улиц Восточной и нынешней Шевченко, где и установили памятную плиту, а в ближайшем времени планируют построить храм.
Почему точкой отсчета сделали именно станцию «Свердловск», краеведы Виталий Шитов и Николай Неуймин объясняют так:
— Предыдущие исследователи поняли буквально ошибочную оговорку комиссара Авдеева про «две версты» из его воспоминаний о прибытии царской семьи в Екатеринбург: «Поезд наш был остановлен на товарной станции Екатеринбург III, не доезжая две версты до главного вокзала». На картах ЕкатеринбургаСвердловска 1921 и 1927 годов отмечены железнодорожные станции: «ЕкатеринбургI» (современная «Свердловскпассажирский»), «ЕкатеринбургII» («Шарташ») и в ста метрах к северу от нее «ЕкатеринбургIIIтоварная», на месте которой сейчас пути станции «Шарташ».
Стоит добавить к ним карту Екатеринбурга того времени — и истинный маршрут от железнодорожной станции до дома Ипатьева становится очевиден.
Поезд из Тобольска прибыл на станцию «ЕкатеринбургI». Несмотря на секретность операции, царский эшелон встречала толпа агрессивно настроенных уральцев. Чтобы избежать беспорядков, состав отъехал обратно — до станции «Шарташ» («ЕкатеринбургIII»). Именно там Романовы вышли из поезда и сели в автомобили (встречать их должны были три легковушки, но изза дефицита бензина прибыли только две).
Напомним, что станции «Екатеринбургтоварная» сейчас не существует, на ее месте — пути станции «Шарташ». И если свести все свидетельства воедино, то получается, что царскую семью высадили именно здесь. За дополнительное свидетельство можно принять картину Пчелина. Изображенное на ней расположение путей, станционного здания и места высадки возможно только на станции «ЕкатеринбургIII».
Полотно истории
Но если не брать в расчет историческую подлинность обликов персонажей, то подлинность пейзажа присутствует. Паровоз, «смотрящий» влево, свидетельствует в пользу товарной станции.
Таким образом, по версии исследователей, место, где «начался путь царской семьи», на самом деле находится в нескольких кварталах от уложенного мемориального камня. Оно расположено недалеко от концерна «Калина», рядом с нынешним торговым центром «Восточный». И последний путь царской семьи, по новым данным, выглядит так: автомобили ехали квартал по улице Восточной, далее по Покровскому проспекту (ул. Малышева), затем по проспекту Вознесенскому (ул. К. Либкнехта) и к дому Ипатьева. То есть, как указано в воспоминаниях комиссара Белобородова, пришлось пробираться «через весь город».
Крестная корректировка
Новые доказательства исследователейисториков представители церкви встретили растерянно. «Где ж вы раньше были? Местото уже намоленное!» — отозвался один из священников.
И действительно, прежний маршрут существует уже во всех путеводителях, здесь начинается крестный путь в память о мучениках, предполагалось 30 апреля заложить первый камень в основание храма. Однако сейчас разговоры о его строительстве на том месте, где установлена памятная плита, поутихли.
Новые исторические изыскания коекто называет скандальными. Корректировка «легенды» не всегда приятна. Как выясняется, не только начало пути Романовых, но и его завершение — ХрамнаКрови — находится чутьчуть не на месте.
Сопоставление геодезической съемки района до сноса дома Ипатьева и современной, а также данные раскопок перед началом строительства храма доказывают, что «в настоящий момент место расстрела царской семьи находится вне храма и является частью тротуара».
Об исторической ошибке и необходимости восстановления истины уральские историки и краеведы направили письмо патриарху Алексию II. Они предполагают, что «оперативным выходом, как нам кажется, могла бы стать установка ограды и памятной плиты на месте расстрельной комнаты». Ответа нет.
Археологи указывали на «отодвинутость» храма еще в 2000 году, когда вели раскопки на Вознесенской горке на месте дома Ипатьевых. В ответ выдвигалась версия «неправильного грунта», невозможности приблизить новостройку к проезжей части… Более убедительное объяснение — невозможность без согласования с Москвой перенести колодец и два бункера, расположенные под тротуаром. Люк любознательные туристы и сейчас могут использовать как ориентир.
Между тем
Пренебрежение исторической наукой сказывается и в отношении к последней по времени сенсации в «деле Романовых» — обнаружении прошлым летом 46 костных останков цесаревича и великой княжны.
Как выясняется, областной бюджет еще не оплатил раскопки лета 2007 года, давшие сенсационный результат. Оказывается, летняя экспедиция археологов , организованная в течение одного дня после момента обнаружения останков, считается как бы «акцией добровольной». Расходы на ее проведение не заложены в бюджете.
В апреле 2008 года организатор экспедиции — НПЦ по охране памятников — представил областному правительству смету на 1,2 миллиона рублей, а в сопроводительном письме указал на необходимость продолжения раскопок в этом месте. Кроме того, ученые указывают: артефакты, добытые при раскопках на месте дома Ипатьева, требуют тщательного изучения. Они хранятся в НПЦ непотревоженными.