Кто будет составлять списки адвокатов в краях и областях, как защитники будут выходить из одной адвокатской организации и переходить в другую, как можно приостанавливать членство в адвокатском сообществе, как и на каких условиях защитники теперь смогут получать свои "корочки" - вот далеко не полный перечень того, что прописано в новом приказе министерства юстиции N 20. Его сегодня публикует "Российская газета".
Любой приказ по ведомству - вещь сугубо внутренняя и, можно сказать, рутинная. Подобные документы крайне редко бывают революционными. Чаще - просто бумага, которую надо исполнять. Но этот объемный документ оказался в некотором роде исключением. Во всяком случае спокойствия среди тех, кого этот регламент касается, он явно не добавил. Можно даже сказать, что публикуемый документ вызвал шумную реакцию в адвокатской среде и в ответ - недоумение в самом министерстве юстиции.
Одна сторона усмотрела в нем нарушение своих прав, а другая с этим категорически не согласна.
Приказ минюста узаконил Административный регламент. Это документ, в котором прописано, как будет работать Федеральная регистрационная служба и ее территориальные органы по ведению реестров адвокатов в субъектах Федерации и выдаче адвокатских удостоверений. В документе прописаны сроки и вся последовательность административных действий для этой работы. На самом деле это весьма рутинная процедура.
Регистрационная служба должна вносить в реестр сведения об адвокатах в связи с присвоением им этого статуса. Вписывать изменения, которые произошли в служебной карьере адвоката, и в первую очередь - переход защитника из одной адвокатской организации в другую.
Серьезный вопрос - прекращение членства в адвокатском сообществе тоже требует сложного бумажного оформления. А если защитник меняет фамилию, имя и даже отчество? Это все тоже вписывается в реестр. Кроме того, адвокатов нечасто, но увольняют из адвокатских рядов. Кого-то по возрасту, болезням и изменению жизненных реалий. А кого-то по порочащим основаниям.
Наталия Вишнякова, директор департамента Министерства юстиции РФ:
- Публикуемый "Российской газетой" регламент разрабатывался в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции по ведению реестров адвокатов субъектов Федерации. Главное в документе - он определяет сроки и последовательность действий.
Надо сказать, что работа над этим документом велась с участием многих заинтересованных министерств и ведомств, в том числе и с участием Федеральной палаты адвокатов. Палата адвокатов в своем экспертном заключении высказала несколько замечаний к документу, которые были в большинстве своем учтены.
Людмила Дмитриевская, президент адвокатской палаты Республики Татарстан:
- Этот регламент усложняет порядок представления адвокатскими палатами документов для внесения сведений в реестр адвокатов. Отдельные его положения противоречат Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Кодекс профессиональной этики адвоката предусматривает разбирательство материалов дисциплинарного производства на закрытом заседании квалификационной комиссии. Разглашение материалов дисциплинарного производства не допускается.
Прекращение статуса адвоката проходит на основании заключения квалификационной комиссии, оспаривать которое территориальному органу юстиции право не предоставлено.
Получается, министерство юстиции, приняв регламент, фактически взяло на себя полномочия по изменению действующего адвокатского закона?
Сергей Иванов, член совета Федеральной палаты адвокатов, президент адвокатской палаты Вологодской области:
- Этот регламент изменяет и усложняет характер сложившихся за последние годы отношений по ведению реестра адвокатов субъектов Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений. Расширяется перечень документов, предоставляемых органами адвокатских палат, ужесточается перечень требований к предоставляемым документам, устанавливаются дополнительные, не предусмотренные законодательством в сфере адвокатуры основания для отказа в допуске к адвокатской работе.
Публикуемый документ искусственно создает условия, при которых решения, принятые органами адвокатской палаты (по присвоению, приостановлению, прекращению статуса адвоката), могут исполняться или не исполняться в зависимости от воли государственного органа.
Достаточно указать также на такую "новацию", как на фактически установленную обязанность органов адвокатской палаты предоставлять подробную выписку с заседания, где адвоката за серьезные проступки наказали и приняли решение лишить его статуса. По закону об адвокатуре и по кодексу адвокатской этики такие процедуры происходят за закрытыми дверями. Материалы дисциплинарного производства могут содержать сведения о личной жизни, адвокатскую тайну. Не случайно дисциплинарные производства рассматриваются на закрытых заседаниях и раскрытию не подлежат, кроме случаев, предусмотренных законом.