25.04.2008 01:55
    Поделиться

    Проблему занятости на Дону решают с помощью профориентации в школах

    Донская столица испытывает дефицит высококвалифицированных рабочих среднего и низшего звеньев. А дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда все возрастает. Чтобы решить эти проблемы, в Ростовской области сделали ставку на предпрофессиональную подготовку школьников.

    Решением администрации области в прошлом году на базе действующих лицеев были созданы два ресурсных центра подготовки рабочих. Пока они только пытаются наладить контакт со школами и заинтересовать их. А вот некоторые крупные предприятия уже этот путь прошли: открыв на своей базе ресурсные центры и положив своим будущим работникам стипендию, они убеждены, что в ближайшей перспективе кадровый голод им не грозит.

    На селе работа по предпрофессиональной подготовке ведется по инициативе директоров школ. В селе Покровском Неклиновского района в школе №2 мальчики получают специальность слесаря по ремонту сельхозтехники, девочки - швеи. Кстати, на базе учебного заведения существует центр психолого-медико-социального сопровождения. Здесь ученики проходят тестирование, в результате которого выявляется их склонность к той или иной профессии.

    В хуторе Волченском Каменского района на сельскохозяйственный труд ребят нацеливают, начиная с первого класса. Ученики волченской школы не просто изучают полеводство, садоводство, цветоводство, птицеводство, - вся учебная программа здесь с фермерским уклоном. На уроках труда самые маленькие учатся сажать рассаду, ухаживать за цветами. В рамках курса химии ребят знакомят с азами агрохимии, в рамках биологии - с ветеринарией. Даже на уроках математики волченцы решают не простые задачки, а фермерские, например: сколько молока даст корова в год, если известно, что в день она дает, скажем, семь литров.

    У школы имеется собственный участок земли, теплица. Во время летних каникул в Волченском работает трудовой лагерь. Ребят организуют в производственную бригаду и делят на шесть звеньев: овощеводов, птицеводов, полеводов, строителей, садоводов и цветоводов. Каждый день в течение часа они работают в хозяйстве школы, а остальное время занимаются с учителями, играют, гуляют, ездят на экскурсии.

    - Учащиеся стали гораздо лучше учиться после того, как увидели, что полученные знания можно с пользой для дела реализовать на практике, - рассказывает Антонина Гончарова, директор волченской школы. - Причем не только на школьной ферме, но и дома. Мам и бабушек они учат, как правильно закладывать яйца в инкубатор, чем кормить свиней, какие удобрения вносить. Одни наши выпускники пошли учиться в аграрные вузы, другие - сразу после школы пошли работать, создали собственные фермерские хозяйства.

    Для старшеклассников введены элективные курсы: "Водитель сельхозмашин", "Хозяйка сельского дома". Впрочем, найти занятие по душе могут и далекие от земли ученики, записавшись на курсы "Мой компьютер" (в планах - выдача сертификата об окончании) и "Швея". Имеется мастерская, в которой ребята изучают азы профессий столяра, плотника. На средства, полученные в рамках национального проекта "Образование" в прошлом году, приобретен новый автомобиль, организован автокласс и автодром. Сейчас в школе занимаются лицензированием этой образовательной услуги - подготовка водителей легкового автомобиля.

    В городе ситуация иная. Большинство абитуриентов нацелены на получение высшего образования. Случаи, когда ребенок вынужден сразу после школы идти зарабатывать деньги, единичны. Поэтому для городских подростков предпрофессиональная подготовка - скорее возможность как можно раньше попробовать свои силы в специальности.

    У ростовской гимназии №35 большой опыт в этой сфере.

    - Учебная программа построена таким образом, что наши ученики к 8-му классу уже знают наверняка, хотят ли они связать свое будущее с искусством или нет, - убеждена Марина Бастанжиева, заместитель директора гимназии по ИЗО. - Те, кто твердо знает, что хочет стать декоратором, дизайнером, архитектором, учителем рисования, стараются поступить в художественный класс гимназии, а после окончания восьми классов - в архитектурно-художественный. Остальные ребята, как правило, продолжают обучение, но по другому профилю, а есть и такие, кто уходит в обычную среднюю школу или поступает в колледж. И все же свыше 90 процентов наших выпускников поступают в художественное училище, архитектурную академию, педагогический университет, строительный институт, становятся высококлассными специалистами и, что немаловажно, работают по специальности.

    Компетентно

    Геннадий Матишов, директор Южного научного центра РАН, профессор, академик Российской академии наук:

    - Проблема дефицита кадров необычайно остра. И корни ее лежат, как мне кажется, в коммерциализации системы высшего образования. Вы посмотрите цифры, такого массового послешкольного образования в России не было, особенно на юге. Среднее специальное образование погублено. Почти все, кто окончил школу, сегодня идут в вуз. Не в государственный, так в коммерческий, не в головной, так в филиал. Мне говорят, в эти филиалы приезжает профессура. Вы в это верите? Потом выпускники этих филиалов и коммерческих отделений получают научную степень и идут преподавать. Круг замкнулся. Где искать образованных, талантливых?

    Поделиться