Депутаты областного Собрания на сессии рассмотрели изменения в областную программу модернизации ЖКХ на 2007-2010 годы. Так как далеко не все муниципалитеты справились с освоением средств на модернизацию, строительство и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры в 2007 году, деньги перераспределили.
В 2007 году по программе сдали 12 объектов. К примеру, это модульная котельная в поселке Уемский Приморского района, переведенный на новый вид топлива теплопункт в Онеге. В селе Матигоры Холмогорского района появился новый подземный источник водоснабжения.
После подведения итогов выполнения программы в 2007 году стало ясно, что по многим объектам сроки сдачи будут сорваны.
Рубль в решете
Финансирование программы на год планировалось в объеме 417 миллионов рублей. Из областного бюджета в районы направили 278 миллионов. Деньги пошли на работы по 83 объектам - столько и было прописано в программе. А вот с муниципальным финансированием возникла загвоздка. Районы собирались выделить 112,4 миллиона рублей, но поступило лишь немногим больше половины из них. С финансовыми обязательствами не справились 16 муниципальных образований, среди которых города Мирный и Новодвинск.
Сложнее с внебюджетными источниками. Средства из них привлекли только семь муниципальных образований. По мнению областных депутатов, это недоработка чиновников обладминистрации: департамент экономического развития должен был продумать механизм привлечения внебюджетного финансирования, чтобы помочь местным властям.
Из федеральной казны не поступило ни копейки, поэтому из программы исключены шесть объектов, на которые планировалось привлечь федеральные деньги. Как пояснил "РГ" депутат облсобрания Евгений Ухин, возможно, повлияло отсутствие проектной документации.
Местная рокировка
Из областных средств не израсходовано почти 54 миллиона рублей. Проанализировав плачевный результат, чиновники решили в каждом районе выбрать объекты, работа по которым идет наиболее слаженно, и перекинуть на них финансы с "отстающих". Корректировки затронули 25 муниципальных образований. Например, в Архангельске в этом году из областного бюджета не выделят деньги на проектирование и строительство водоочистных сооружений Северного территориального округа, но добавят восемь миллионов рублей на строительство напорного коллектора в микрорайоне Затон.
В Вельском районе из областной казны не профинансируют строительство объекта водоснабжения. С его введением жители райцентрабыли бы обеспечены питьевой водой из подземного источника. Стоимость работ - 220 миллионов рублей, почти 40 процентов из них должны были составить частные инвестиции.
- Здесь и возникла проблема, - пояснил корреспонденту "РГ" глава района Сергей Колотилов. - Лишь одна компания пожелала участвовать в стройке, но с условием, чтобы впоследствии объект был передан в ее собственность. Такой вариант не подошел муниципалитету, а другие инвесторы интереса не высказывали.
Деньги, снятые с этого объекта, пойдут на достройку газовой котельной и очистных сооружений в Вельске. Теплоисточник планируется сдать в эксплуатацию в этом году. Главное - чтоб не подвели подрядчики. В районе есть печальный опыт строительства котельной в поселке Тегра (тоже в рамках областной программы). По планам, ее должны были сдать в прошлом году. Фактически же не могут достроить из-за проблем с проектно-сметной документацией: ее подготовка и согласование затянулись.
Цена - качество
"Бумажные" и организационные проблемы, по мнению глав муниципалитетов, - основные причины неудовлетворительной работы по программе. Не устраивают муниципалов условия проведения конкурса. Приоритет должен отдаваться низкой стоимости работ, в связи с этим может выиграть организация, у которой в активе стол и ручка, либо добросовестная, но "под завязку" занятая другими заказами фирма. И в том, и в другом случае возникают задержки, если не срыв сроков работ. То же - с подрядчиками, которые выигрывают конкурсы на разработку документации. Часто приходят "дешевые", но медленные проектировщики: в Вельске, например, по одному из объектов документы согласовывали десять месяцев: подрядчик ездил по маршруту Архангельск - Вельск с бумажками и никак не мог грамотно оформить весь пакет документов.
Но расторгнуть договор с некомпетентной компанией сложно. По закону, нанятой фирме оплачивают вперед 30 процентов суммы контракта. Деньги можно вернуть через суд, а эта процедура может длиться год и больше.
В свою очередь, законодатели области полагают, что муниципальные власти часто пускают работу подрядчиков на самотек. Чтобы этого не случилось, областным властям следует организовывать курсы для подготовки муниципальных служащих, которые занимаются вопросами ЖКХ и строительства, считает Евгений Ухин.
Анатолий Лукин, директор департамента ТЭК и ЖКХ администрации Архангельской области:
- Одна из причин, по которой программа реализуется медленно: муниципалитеты поздно приступают к конкурсам по выбору подрядчика для разработки документации, строительства и ремонта. К тому же муниципальные власти плохо контролируют ход работ: в регионе еще ни разу не штрафовали компанию за неисполнение условий договора с местными властями.
Тем не менее отмечу, что работа по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры идет гораздо лучше, чем год назад. Например, сейчас в полном объеме готова проектно-сметная документация по 17 объектам программы, а в 2006 году их было только три. Главное - совместными усилиями администрации и муниципалитетов работать над выполнением поставленных задач.